Театр - Сцена "Мельников"
Театр Романа Виктюка
Персоны:
Театр - Сцена "Мельников" (ранее Театр Романа Виктюка) – авторский, режиссёрский театр, основанный Романом Григорьевичем Виктюком. В 1991 году Роман Григорьевич, активно ставивший спектакли в различных театрах бывшего СССР, Европы и Америки, открыл свою антрепризу спектаклем «М. Баттерфляй», который стал ярчайшим событием театральной жизни России. В это же время признанный уже легендарным спектакль «Служанки» вышел в обновленной редакции, переживая своё громкое второе рождение. Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положил начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.
В 1996 году театр получил статус государственного и собственное здание на Стромынке — бывший Дом культуры имени И. В. Русакова, построенный в 1929 году по проекту К. С. Мельникова. Однако длительное время спектакли театра шли на различных московских площадках, поскольку здание нуждалось в капитальной реставрации, которая началась только в конце 2012 года.
В октябре 2016 года театр открылся после реконструкции. Реставраторы полностью воссоздали исторический облик одного из самых ярких памятников архитектурного авангарда. В театре появилось современное звуковое и световое оборудование, созданы удобные гримёрки, холл для посетителей. Уникальный зал-трансформер театра рассчитан более чем на 400 мест.
Артистов для своего театра Роман Григорьевич собирал по всему постсоветскому пространству: в результате была создана команда, которая в состоянии оказалась воплотить даже самые невероятные идеи режиссёра. Виктюк приглашал в постановки театра оперных и балетных звёзд. Например, в спектакле «Антонио Фон Эльба» главную роль сыграла знаменитая оперная певица Елена Образцова.
Сегодня труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием его авторской, неклассической методики.
Театр Романа Виктюка знаменит своим собственным неповторимым стилем, который стал началом для целого театрального направления. Для спектаклей Романа Григорьевича характерна театральность, возведённая в абсолют, а сценическое действие строится по правилам ритуала, представляя происходящее на сцене как часть духовного, перенося каждый жест актёра в пространство сакрального. Глубокое содержание постановок основано на обращении к традициям, как символизма, так и психологического театра и построено на контрапункте с острой формой и экспрессионистической эстетикой художественного решения. Режиссёр является одним из немногих, кому действительно поддается жанр трагедии.
Концепция театра Романа Виктюка основывается на стремлении обратиться к духовному миру зрителя, его интуиции и воображению, минуя какие-либо социально-политические или бытовые проблемы. Акцентируя эмоциональное восприятие, созерцательность, спектакли театра призваны обратить зрителя к самопознанию и самосовершенствованию.
Выбор репертуара театра определяется пристрастиями режиссёра к экстраординарным ситуациям и интересу к чувствам, проявляющимся в необычных жизненных условиях. Репертуарная концепция театра построена на принципе «многосерийности», когда каждый последующий спектакль кажется продолжением предыдущего: «М. Баттерфляй» Д.-Г. Хуана, «Лолита» В.В. Набокова, «Рогатка» и «Полонез Огинского» Н. Коляды, «Фердинандо» А. Руччелло (все — 1994), «Любовь с придурком» В. Франчески (1995), «Священные чудовища» Ж. Кокто (1996), «Философия в будуаре» (по произведениям маркиза Д.А.Ф. де Сада, 1996).
В 1998-м Р. Виктюк ставит в своем театре «Саломею» Оскара Уайльда, которая по популярности сравнилась с легендарными «Служанками» и в прошлом году отметила свое 20-летие. В последующие годы в репертуаре появляются спектакли по произведениям Михаила Булгакова, Эрика-Эммануэля Шмитта, Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Марины Цветаевой, других классиков и лучших современных авторов. В постановках Виктюка играли Елена Образцова, Ирина Соколова, Алиса Фрейндлих — наряду с совсем еще на тот момент молодыми артистами труппы Виктюка: Дмитрием Бозиным, Екатериной Карпушиной, Олегом Исаевым, Людмилой Погореловой.
Один из ярчайших спектаклей театра — «В начале и в конце времён». Он рассказывает о страшных днях чернобыльской трагедии и о маленькой семье, не пожелавшей покинуть родную землю. В 2016 году этот спектакль был показан в рамках программы Russian Case фестиваля «Золотая маска».
В 2019 году в Театре Романа Виктюка состоялась премьера — «Мелкий бес» по одноименному роману Федора Сологуба. Много лет назад Виктюк уже ставил это произведение — в театре «Современник» и в Русском театре Эстонии. И снова «Мелкий бес» показался актуальным режиссёру, предложившему зрителю новую трактовку мистического романа. Роль школьного учителя Передонова, попавшего под власть собственного беса, Недотыкомки, блестяще играет ведущий актер театра заслуженный артист России Дмитрий Бозин.
Сегодня в репертуаре театра 22 спектакля, среди которых – постановки Романа Виктюка и работы других режиссёров, среди которых Дмитрий Бозин (спектакль «Маугли. Доброй охоты!» по Р. Киплингу), Игорь Неведров (спектакль «Венецианка» по пьесе неизвестного автора XVI века), Андрей Боровиков («Экзюпери. Навстречу звездам», инсценировка по письмам Консуэло и Антуана де Сент-Экзюпери и фрагментам произведения «Маленький принц»).
В театре также действует творческая лаборатория, где происходит постоянный поиск новых интересных театральных, поэтических и пластических форм и решений.
Населенный пункт:
Адрес:
107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 6
Карта: