Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

Персоны:  
Первые страницы волгоградской оперы связаны с царицынским периодом истории города: в 1907 году купец 2-й гильдии и меценат, владелец известного в России горчичного завода Владимир Миллер построил на берегу Царицы каменный театр «Конкордия» и открыл в нём первый оперный сезон. После революции в «Конкордии» по-прежнему шли музыкальные спектакли, в 1930-е годы на её базе был создан Сталинградский театр оперетты, в репертуаре которого были и оперы. Во время Великой Отечественной войны театр «Конкордия» был разрушен, и опера надолго исчезла с городских афиш. Только спустя 50 лет опера вернулась на волгоградские подмостки: в 1992 году был реализован проект создания Волгоградской оперной антрепризы. Идея приехавшего в город известного симфонического и театрального дирижёра Вадима Венедиктова (1937–2020) получила поддержку художественного руководителя и главного дирижёра Волгоградского академического симфонического оркестра Эдуарда Серова и администрации Волгоградской области. С этого года начался отсчёт новой оперной истории Волгограда. 21 февраля 1993 года на сцене Центрального концертного зала состоялась премьера первого в Волгограде оперного спектакля — «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини в постановке дирижёра Вадима Венедиктова и приглашённого главного режиссёра Казанского оперного театра Валерия Раку. Горожане приняли премьеру с восторгом, десять спектаклей подряд прошли при полных аншлагах. С 1993 по 1998 год Вадим Венедиктов был художественным руководителем и главным дирижёром антрепризы. Под его руководством были поставлены оперы «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П.И. Чайковского, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сельская честь» П. Масканьи, «Кармен» Ж. Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Народный артист РСФСР Эдуард Серов в творческом тандеме с московским режиссёром Ольгой Ивановой стал дирижёром-постановщиком оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными балетмейстерами осуществлена постановка одноактных балетов «Видение розы» К.М. фон Вебера, «Кармен-сюита» Ж. Бизе, Р. Щедрина, «Болеро» М. Равеля и многие другие спектакли. В этот период театр сотрудничал с такими известными оперными режиссёрами, как Валерий Раку и Юрий Петров (Москва), Вадим Милков (Санкт-Петербург), Владимир Курочкин (Пермь). На протяжении девяти лет директором Волгоградской оперной антрепризы был Юрий Пятаков, под руководством которого в 1999 году было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Московским государственным театром «Геликон-опера». Результатом его стала постановка в Волгограде оперы «Травиата» Дж. Верди, перенесённой со сцены московской «Геликон-оперы» её художественным руководителем, известным режиссёром Дмитрием Бертманом. В 2001 году режиссёром Сергеем Куницей была осуществлена постановка оперы Дж. Верди «Риголетто», в 2003 году на волгоградской сцене появляется «Пиковая дама» П.И. Чайковского в постановке молодого режиссёра Константина Балакина. Десятый юбилейный сезон Волгоградской оперной антрепризы завершился приглашением в Волгоград звёзд оперного искусства — Любови Казарновской и Зураба Соткилавы. Все годы существования антрепризы спектакли проходили на различных сценических площадках. 6 февраля 2004 года началась новейшая история оперного искусства в Волгограде: театр получил статус государственного и обрёл новое название — «Волгоградский государственный театр „Царицынская опера“». Театр получил также обладающее уникальными акустическими характеристиками здание бывшего Дворца культуры имени Ленина, построенное в 1956 году московским архитектором Я.А. Корнфельдом в стиле сталинского ампира. Первым режиссёром-постановщиком нового театра стал режиссёр Большого театра Михаил Панджавидзе, с 2006 года занявший должность художественного руководителя. 11 ноября 2005 года состоялась премьера оперы А.С. Даргомыжского «Русалка», где были использованы новейшие компьютерные технологии, затем были поставлены «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, опера-зингшпиль «Директор театра» В.А. Моцарта; два спектакля, адресованные детской аудитории, — оперы Э.С. Колмановского «Белоснежка» и М.А. Минкова «Волшебная музыка», а также первый балет нового театра «Барышня и хулиган» Д.Д. Шостаковича. Благодаря проведённому ремонту у театра появился камерный зал, была расширена оркестровая яма, открыто театральное кафе. Дальнейшие работы создали новые возможности для постановки современных спектаклей. Очередной сезон театр открыл 13 октября 2006 года новой сценической версией оперы П.И. Чайковского «Иоланта». Позже были поставлены балеты «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Аполлон Мусагет» И.Ф. Стравинского, «Жизель» А. Адана. С 2006 года началось активное сотрудничество «Царицынской оперы» с творческим составом Большого театра России; для участия в спектаклях стали приглашать солистов из оперных театров Москвы, Казани, Уфы, Саратова, среди них: заслуженный артист России Вячеслав Почапский, Николай Казанский, Екатерина Головлева (ГАБТ, Москва), Николай Решетняк («Новая опера», Москва), Владимир Копытов (Уфа), Олег Мачин (Казань) и др. С труппой «Царицынской оперы» охотно работают режиссёры-постановщики: Михаил Панджавидзе, Игорь Ушаков, Олег Найдёнышев, Владислав Капп, Елена Александрова (Москва). В 2011 году Министерство культуры Волгоградской области поставило задачу сделать театр репертуарным. В декабре 2011 года осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Тоска», над которой работала творческая группа Мариинского театра Санкт-Петербурга: режиссёр Иркин Габитов, дирижёр Фабио Мастранжело и художник Вячеслав Окунев. В театре создаётся штатный оркестр под руководством главного дирижёра Юрия Ильинова. В июне 2012 года очередной театральный сезон был триумфально закрыт премьерой третьей по счёту версии оперы Ж. Бизе «Кармен» (режиссёр-постановщик Геннадий Козин). Премьерой нового театрального сезона стала 30 ноября 2012 года опера В. А. Моцарта «Così fan tutte» — «Так поступают все женщины», которая в «Царицынской опере» идёт под названием «Школа любви» (режиссёр Иркин Габитов). Театр — организатор международного фестиваля искусств «Оперный альянс», который проводится ежегодно в мае. Событием фестиваля в 2013 году стала мировая премьера барочной оперы Дж. Ристори «Ариадна», музыку которой восстановили музыканты Мариинского театра по манускриптам архива Дрезденской библиотеки. В рамках фестиваля был реализован проект «Искусство без границ» при содействии Информационного агентства «Турне» и посольства США в Москве. В нём участвовали солисты Lindeman Young Artist Programm при «Метрополитен-опера». С апреля 2013 года в течение нескольких лет Константин Орбелян был генеральным продюсером и приглашённым музыкальным руководителем Волгоградского государственного театра «Царицынская опера». В последующие годы театр радовал зрителей премьерами, среди них: оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (2013, режиссёр Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченченко Людмила Налётова) и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта; балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (2014, балетмейстер-постановщик — Т. Ерохина, художник-постановщик — Г. Матевосян), опера «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова (2014, восстановление режиссёром Мариинского театра Иркином Габитовым версии спектакля 2001 года Дмитрия Бертмана), спектакль «А зори здесь тихие» по мотивам одноимённой оперы Кирилла Молчанова (2015); балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» (2016, балетмейстер Татьяна Ерохина), опера Дж. Верди «Травиата» (2016, постановка Валерия Раку), опера «Богема» Дж. Пуччини (2017, постановка Владимира Бондаренко), опера «Алеко» С. Рахманинова (2018, оригинальная версия режиссёра Валерия Раку), спектакль «Тоска» Дж. Пуччини — в главной партии выступила Наталья Мурадымова, солистка Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (2018). Для самых маленьких зрителей поставлены спектакли «Волшебная музыка», «Новогодний бал игрушек», «Тайна волшебных нот», «Чудеса в Новогоднюю ночь», «Муха-цокотуха» по мотивам оперы Михаила Красёва (2015, режиссёр Денис Постоев), музыкальная сказка «Красная Шапочка» Михаила Раухвергера (2016), весёлый мюзикл «Новые приключения Вовки в Тридевятом царстве» драматурга Константина Рубинского и композитора Владимира Баскина (2017), концертные и детские проекты — театрализованные шоу «Фабрика грёз» и «Звуки Бродвея», «Домик тётушки Марты» с Детским симфоническим оркестром, «Новогодний бал для принцессы», мюзикл «Принцесса на горошине» (2018, режиссёр Мария Кузьмина). Творческую эстафету руководства оркестром с 2017 года принял новый главный дирижёр театра Сергей Гринёв. Художественным руководителем театра с 2016 года стал заслуженный артист России Николай Черепанов, прошедший вместе с коллективом нелёгкий путь его становления и развития практически со дня основания. Главной своей задачей он считает сохранение и приумножение традиций волгоградской оперной сцены. В 2019-м, в Год театра в России, коллектив порадовал публику пятью полномасштабными премьерными спектаклями, среди которых: балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского в постановке главного балетмейстера театра Татьяны Ерохиной, новая версия оперы «Кармен» Ж. Бизе на языке оригинала; музыкально-хореографическая мистерия Карла Орфа «Кармина Бурана»; эпическое полотно — опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Темп, заданный Годом театра, его творческий коллектив продолжает наращивать: обменивается гастролями с театрами России, участвует в фестивалях, выпускает новые спектакли. В театре постоянно обновляется афиша разноплановых по формату и содержанию спектаклей и тематических концертных программ, рассчитанных на самую широкую зрительскую аудиторию.

Населенный пункт:  

Адрес:  

400007. г. Волгоград, пр. Ленина, 97

Карта: