Московский театр «На досках»

Московский театр «На досках» – театр-лаборатория – вот уже более 30 лет ведёт поиск в области расширения возможностей театрального искусства. Театр исследует вечные проблемы бытия, становления человека и окружающего его мира. В то же время каждый спектакль имеет глубокую смысловую связь с политическими процессами, идущими в стране и мире. Театр сознательно отказывается от бездумной развлекательности, не хочет быть лишь местом отдыха и мириться с атмосферой «психологического комфорта» в зрительном зале. Много внимания уделяет театр лабораторному поиску в области актёрской психотехники, разработке методов психофизического тренинга. Спектакли театра адресуются не только к сознанию зрителя, но и к его подсознанию, стыкуя художественные и документальные тексты, слово и пантомиму, бытовые детали и символы. При минимуме декораций и реквизита спектакли театра до предела насыщены символическими и смысловыми аллюзиями. Создатель театра и его бессменный руководитель – Сергей Ервандович Кургинян. Московский театр «На досках» ведёт отсчёт своей истории с 1971 г., с появления студенческой драматической студии в Московском геологоразведочном институте (МГРИ), созданной студентом геофизического факультета С.Е. Кургиняном. В 1970-е гг. шефство над работой студии осуществлял режиссёр театра им. Моссовета Е.Ю. Завадский. Первые студийные спектакли «Казанский университет» (1972), «Хоть одно слово», по произведениям А.П. Чехова (1973), «Антигона» Ж. Ануя (1974), «Простолюдин» по произведениям П. Беранже (1976) вызывали интерес студентов не только МГРИ, но и др. вузов. После окончания студийцами геологоразведочного института театральная студия не распалась, многие студийцы продолжали работать над новыми спектаклями под руководством С.Е. Кургиняна. Поиски нового театрального языка начались с постановки экспериментального спектакля «Сказание о мореплавателях, уходящих в открытое море, и Св. Бригитте» (1977), посвящённого революции 1905 г. Поиски шли как в направлении самых интересных в те годы театральных новаций (например, изучение «паратеатра» Е. Гротовского), так и в освоении различных техник, помогающих воспроизвести на сцене «жизнь человеческого духа»: медитативных, обрядовых, психологических, вплоть до шаманских. В 1979 г. С.Е. Кургинян поступает на режиссёрское отделение Театрального училища им. Б.В. Щукина. Вслед за ним в училище поступили и другие актёры-студийцы. Учёба у мэтров вахтанговской школы во многом помогла становлению театра. В 1982 г. вышел первый из репертуарных спектаклей театра «Жду любви» – драма-сказ по рассказам В.М. Шукшина. Для театра главным было философское измерение прозы В.М. Шукшина, её фольклорные корни. Следующим стал спектакль «Экзерсисы» – эксцентрическое представление по произведениям русских классиков А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова. И, наконец, трагифарс «Я!», поставленный по первой части повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья». Это была дипломная работа С.Е. Кургиняна. Спектакль не сходит со сцены театра более 30 лет. В 1985 г. к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне театром был представлен спектакль «Берег» (драма-вспоминание) по одноименному роману Ю.В. Бондарева. Затем в театре были поставлены спектакли: – «Воспитание по доктору Споку» (социальная хроника) по повестям В.И. Белова; – «Кто слышит пролитую кровь» С.Е. Кургиняна, «мистерия-документ в 3-х частях, с прологом и эпилогом». В спектакле разворачивается история русской революции; – «Ночное нападение», драма-расследование по пьесе испанского драматурга А. Састре. Главная тема – вскрытие доисторических корней страха в психике современного человека. Сейчас уже трудно назвать точное время, когда театр-студия получил название «На досках». Оно отсылало к известному высказыванию знаменитого испанского драматурга Лопе де Вега: «Для театра нужны три доски, два актёра и одна страсть». В 1987 г. был поставлен спектакль «Борис Годунов» А.С. Пушкина. В те же годы появился спектакль «Гамлет» У. Шекспира, ставший попыткой современного прочтения величайшего классического произведения. В 1988 г. при театре работала Лаборатория современной культуры под руководством философа и литературоведа М.Н. Эпштейна. В программе лаборатории было изучение и обсуждение новейших идей, проектов, инициатив в области культуры, дискуссии с писателями и учёными. В 1993 г. театр «На досках» начинает новый этап своей деятельности. Идет поиск новых форм выразительности, нового театрального языка, а также переосмысление миссии театра в изменившейся стране. Работа в театре вновь приобретает характер театрально-лабораторных исследований. В течение ряда лет осуществляется несколько вариантов постановки спектакля по мотивам романа братьев Стругацких «Обитаемый остров» – в разных жанрах, с разными актёрскими составами, с меняющимся текстом, в поиске новых смысловых акцентов. В итоге этой работы произошел отход от первоначального замысла, и С.Е. Кургиняном был создан авторский спектакль абсолютно нового типа –«IZНЬ» – метафизическая драма в стихах. Метафизические спектакли С.Е. Кургиняна, спектакли-мистерии становятся визитной карточкой театра. В последние годы зрителям представлены новые мистерии С.Е. Кургиняна: – спектакль «Зёрна» – поэтическая притча о поражении и победе (по мотивам повести А. де Сент-Экзюпери «Военный лётчик»); – спектакль «Пастырь» – мистерия, повествующая о формировании личности И.В. Сталина; – спектакль «Крот» – мистериальное странствие в лабиринтах истории.

Населенный пункт:  

Адрес:  

127051, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 22/21, стр. 1-2

Карта: