Центральный академический театр Российской Армии

«Особое подразделение Красной Армии» – так называли театр в начале его деятельности. Театр был организован в 1929 году при Доме Красной Армии. Этому предшествовало серьезное обсуждение необходимости создания Театра Красной Армии в ведущих изданиях прессы. Первое десятилетие своей жизни театр провел буквально на колесах. Свои первые выступления коллектив театра провел на Дальнем Востоке, куда был отправлен для обслуживания воинских частей, участвовавших в боевом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. Первый спектакль-обозрение, шоу-ревю – так и назывался: «К.В.Ж.Д.». Коллектив театра в то время состоял из четырех групп артистов, существовавших при Доме Красной Армии: ансамбль красноармейской песни и пляски, артисты-кукольники, театр Малых форм и драматический коллектив. По возвращении в Москву «К.В.Ж.Д.» сыграли 6 февраля 1930 года. Этот день считается днем рождения Театра Красной Армии. С этого времени и началась сложная работа разъездного театра, коллектив которого даже в Москве репетировал и играл спектакли в десятках разных помещений. Репетировали и выпускали премьеры по всей стране от Ленинграда до Сахалина, от Архангельска до Таджикистана уникальные артисты – бойцы, иной раз выходившие на подмостки под свистевшие пули. В 1934 году празднование пятилетнего юбилея Театра Красной Армии показало явный интерес к нему Москвы. Возвращения театра из боевых командировок ждали москвичи, росло мастерство артистов труппы, умело обогащенной В. Е. Месхетели (начальник ЦТКА в 1930-е годы, впоследствии директор МХАТа) известнейшими в стране артистами из Нижнего Новгорода, Киева, Баку, Тбилиси… Это были Ф.Г. Раневская, Д.В. Зеркалова, Л.И. Добржанская, А.Е. Хохлов, А.П. Хованский, В.Н. Пестовский, В.С. Благообразов, А.П. Богданова, М.Н. Перцовский. Проект здания Театра Красной Армии (архитекторы Каро Семенович Алабян и Василий Симбирцев) был принят к пятилетию ЦТКА 23 февраля 1934 года. Он является одним из первых примеров поворота советской архитектуры от конструктивизма к советскому неоклассицизму. Этот стиль основывался на изучении и переработке архитектуры античности и итальянского Возрождения. Здание состоит из трех объемов, поставленных друг на друга. Нижний объем здания в плане является пятиугольной звездой (по ее периметру находятся 90 колонн). Огромная монолитная стена разделяет зрительскую и артистическую части театра. С одной стороны от нее находятся Большая сцена и внутренние помещения, с другой – Большой зрительный зал и фойе партера и амфитеатра. В этой стене располагается портал Большой сцены. Стена служит опорой следующему объему здания театра. В среднем объеме здания театра (в плане двадцатиугольник) располагается Малый зал, а над ним находятся декорационные мастерские. Верхний объем здания театра, или бельведер, по задумке архитекторов должен был быть основанием для фигуры воина. Большая сцена Театра Красной Армии является самой большой площадкой для драматических представлений в Европе. Она была спроектирована под массовые зрелища для максимально реалистичного представления батальных сцен. Ее размеры соответствующие: зеркало сцены – 10 х 20 метров, высота до колосников – 35 метров, глубина – 60 метров. Первоначально размеры зеркала сцены регулировались порталом, который раздвигался до проема 32 метра в ширину и (при отсутствии козырька) 14,5 метров в высоту. Уникальны и технические возможности сцены, механизмы которой были разработаны инженером Иваном Мальцевым и изготовлены на Краматорском заводе. В плоскости сцены имеются вращающиеся круги 26 и 13 метров в диаметре, которые поворачиваются с разными скоростями. Кроме того, планшет сцены состоит из двенадцати подвижных столов, которые могут и опускаться, и подниматься на два метра. Двигающиеся столы в сочетании с вращающимися кругами изменяют планшет сцены за несколько мгновений, что предоставляет грандиозные возможности для художника-постановщика. Малая сцена театра, расположенная в среднем объеме здания над потолком зрительного зала Большой сцены, вмещает 450 зрительских мест. Предполагалось, что Малая сцена будет главным репетиционным залом с шириной зеркала сцены в 15 метров (близкой к ширине Большой сцены). Она небольшая по высоте (4,5 метра), без колосников, и не глубока – всего 8 метров в глубину. Малая сцена оказалась прекрасной в акустическом отношении, и играть спектакли на ней начали буквально через две недели после открытия Большой сцены. Над Малой сценой располагается огромный декорационно-живописный зал, оборудованный специальным помостом для художника – под потолком. Размеры этого зала позволяют расписывать одежду сцены самых крупных в России театров. Здесь делают оформление для балетов и опер Большого театра, Кремлевского дворца съездов и, конечно, спектаклей Большой сцены Театра Российской Армии. В 1995 году на здании театра установлена памятная доска, согласно которой Театр Армии признается памятником архитектуры. На памятной доске указаны имена выдающихся режиссёров А.Д. Попова и А.А. Попова, долгие годы работавших в театре. Ровно через год после открытия здания Театра Красной Армии (14 сентября 1940 года) началась Великая Отечественная война… Эвакуация театра в Свердловск, 19 фронтовых бригад – с первых дней войны до Победы, до мая в Берлине. Государственная премия за выпущенный в 1942 году в Свердловске спектакль «Давным-давно», блистательный послевоенный «Учитель танцев», покоривший не одно поколение зрителей, грандиозные исторические постановки, получившие Государственные премии… Освоение после войны Большой сцены под руководством Алексея Дмитриевича Попова явило зрителям замечательные спектакли, многие из которых вошли в историю русского театра как этапные. После ухода из жизни А.Д. Попова его творчество было продолжено режиссёром А.Л. Дунаевым, затем А.А. Поповым, сыном А.Д. Попова, а впоследствии их учениками, замечательными режиссёрами Б.А. Львовым-Анохиным, Л.Е. Хейфецем, Б.А. Морозовым, А.В. Бурдонским. Главный режиссёр Театра Армии с 1995 года – народный артист России, лауреат Премии Москвы Б.А. Морозов. В наши дни, как и в первое десятилетие своей творческой жизни, театр продолжает работать по всей стране, гастролируя в разных городах от Калининграда до Камчатки, вылетая в самые отдаленные точки, где служат воины Российской Армии. Войны в Афганистане и Чечне, конфликты в Таджикистане и вылеты со спектаклями то в Сирию, то в Плесецк – будни артистов театра Российской Армии… Меняются поколения артистов и режиссёров, но отношение к своей работе остается такое, какое было привито Алексеем Дмитриевичем Поповым молодёжи 1940-х годов во время работы над спектаклем «Бессмертный». В 1943 году в эвакуации в Свердловске молодые артисты поняли, что художественная целостность спектакля создается не только режиссёром, художником, гримерами и осветителями, но и – самое главное – самими актерами, несущими идею спектакля. Их внутренний мир – не только на сцене, но и за кулисами – должен оставаться таким же целостным ради создания настоящего правдивого произведения. Эта мысль соединила сотни сердец, выходивших на сцены театра Красной Армии и в 1950-е, и в 1980-е годы, и выходящих на них и сегодня.

Населенный пункт:  

Адрес:  

129110, г. Москва, Суворовская площадь, д. 2

Карта: