Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство»
Театр юного зрителя (ТЮЗ) в г. Орле родился 26 декабря 1976 года. Основатели театра – режиссер Юрий Семенович Копылов, художник Станислав Шавловский и группа актеров-единомышленников, приехавшие в Орел из Красноярска. К ним присоединилась группа выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) и молодой режиссер Борис Цейтлин. Открылся новый театр сказкой Л. Устинова «Недотрога» (режиссер Кирилл Филинов).
Самые первые спектакли — «Жестокость» П. Нилина, «Колонисты» по педагогической поэме А. Макаренко, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Неистовый гасконец» А. Дюма (режиссер Ю. Копылов), «Третья ракета» В. Быкова, «Алые паруса» А. Грина, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Приключения Буратино в стране дураков» А. Толстого, «Емелино счастье» (Р. Сеф, В. Новацкий; режиссер Б. Цейтлин) – вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов. Оригинальные режиссерские решения, необычная сценография С. Шавловского, яркие актерские индивидуальности Д. Евстафьева, В. Кушнарева, Е. Гамбурга, Е. Успенской, Ж. Хрулевой, А. Ерина, А. Поляка, В. Запорожского и др. — все свидетельствовало о том, что в Орле возник профессиональный театр со своей театральной эстетикой.
Новый период творческого развития театра связан с приходом в 1987 году нового главного режиссера — Александра Михайлова. Его первой работой стал спектакль «Адам и Ева» по пьесе М. Булгакова, который никогда прежде не ставили ни в одном театре страны. И зрители, и критики высоко оценили спектакль, в котором талантливо играли юная Нонна Исаева, более опытные Владислав Трахтенберг, Владимир Кушнарев, Владимир Крашенинников и Вячеслав Туманов.
В 1990-х в Орле растет интерес к новым работам ТЮЗа. Споры вызывают спектакли режиссера Игоря Кучера «Три девицы под окном», И. Власова «Седьмой подвиг Геракла». Особенно яростные дебаты ведутся вокруг постановок А.Михайлова «Сны Евгении» и А. Казанцева мюзикла «Кандид» Вольтера.
К 1990 году в театре выкристаллизовывается его оригинальная концепция, основанная на прицельном внимании к внутреннему миру молодого человека, вступающего в жестокий взрослый мир. Театр декларируется как пространство для свободного роста, открытое для экспериментов, и место встречи свободных людей – зрителей и актеров. Тогда же театр берет новое название — «Свободное пространство».
В 1992 году театр впервые выезжает на зарубежные гастроли в Калифорнию (США) со спектаклем «Великая война Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга. А в 1993 году «Рикки…» аплодируют на фестивалях в Ла-Корунье и Хихоне (Испания). На международных фестивалях в Новгороде — в 1993 году и в Днепропетровске в 1994 году спектакль получил главные призы, а артисты М. Рыжикова, Г. Ласкина и А. Бояджи — призы за лучшие женские и мужские роли.
В 1994 году в Калифорнии состоялась премьера спектакля «Белый Клык» Д. Лондона (постановщик А. Михайлов), который стал своеобразной визитной карточкой театра. Эта музыкально-пластическая притча с успехом игралась на фестивалях в Турции, США, Испании, Израиле, России. В октябре 1996 года спектакль «Белый Клык» открывает международный фестиваль в Ростове-на-Дону, где проходил всемирный конгресс АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и юношества), собравший участников из 60 стран, а в ноябре-декабре участвует в крупных международных фестивалях в Витторио, Ла-Карунье и Мадриде.
Во второй половине 1990-х на постановки приглашаются режиссеры из разных стран. Большой интерес вызывают спектакли Санкт-Петербургских режиссеров: «Ночь ошибок» О. Голдсмита в постановке Г. Цхвиравы, и особенно «Господин де Пурсоньяк» Ж.Б. Мольера в постановке лауреата Государственной премии Г. Тростянецкого.
В 1999 году на фестивале в Новгороде приз за лучший спектакль для молодежи получает постановка «Тринадцатая звезда» В. Ольшанского (режиссер А. Михайлов). А спектакль «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (режиссер А. Михайлов, художник В. Королев) — приз за высокую сценическую культуру на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске.
В этом же году, к 200-летию А.С. Пушкина, театр ставит «Маленькие трагедии» (режиссер Г. Тростянецкий, художник С. Зограбян). Спектакль участвует на фестивалях в Пскове, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Орле, вызывает большой интерес пушкинистов и театральных критиков, а также молодежной зрительской аудитории.
В 2005-2010 гг. театр осуществлял программу «Европейские сезоны в Орле», которая была посвящена Италии, Франции, Германии, Польши. На сцене с успехом шли пьесы Гоцци, Гольдони, Мольера, Мюссе, Пиранделло, Брехта, Мрожека. Русская классика представлена драматургией Островского, Тургенева, Чехова, Лескова.
Наиболее значительными работами этих лет стали постановки: «Любовью не шутят» А. де Мюссе и «Ночь» А. Стасюка (режиссеры Г. Тростянецкий), «Белое на черном» Р. Гальего (режиссер Г. Тростянецкий, режиссер-балетмейстер С. Щекотихина). «Оскар и Розовая дама» (Э.-Э. Шмитт), «Алые паруса» (М. Дунаевский, М. Бартенев), «Биндюжник и Король» (А. Журбин), «Трехгрошовая опера» (Б. Брехт), «Марьино поле» (О. Богаев) — режиссер А. Михайлов, а также авторские музыкальные спектакли – «Иисус» Э. Уэббера и «Письма памяти» (постановка и сценография — балетмейстер О. Николаев), «Украденное счастье» И. Франко (режиссер Линас Зайкаускас), «Тиль» (Г. Гладков, Г. Горин), «Были слезы — больше глаз» по произведениям М. Цветаевой, «Художник и любовь» (Е. Балакин) — режиссер А. Михайлов.
В 2009-2011-е гг. одним из главных направлений творческой работы являются спектакли, насыщенные музыкой, пластикой и танцем: «Песня о Бумбараше», «Иисус», «Вестсайдская история», «Фиалка Монмартра», «Янки в Париже». Театр неоднократно участвовал в международных фестивалях в Санкт-Петербурге, Воронеже, Рязани, Магнитогорске, Екатеринбурге, Новгороде, Киеве, Москве, Харькове, Варшаве, Мадриде, Алачати (Турция), Хайфе (Израиль), в Украине, Белоруссии, Франции, Испании, США. Литве, Молдавии.
В июне 2010 года музыкальная драма «Алкеста» Еврипида (композитор И. Хрисаниди, режиссер А.Михайлов) открывала 14-й международный театральный фестиваль «Древнегреческой драматургии» на Кипре (спектакль был показан в древних театрах Пафоса, Лимасола и Никосии).
С 2010 года театр «Свободное пространство» становится учредителем Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI», в котором принимают участие театральные коллективы и исполнители из России, Украины, Молдовы, республики Беларусь, Литвы, Израиля и других стран. Фестиваль проходит при поддержке Международного Института Театра, ЮНЕСКО.
В 2011 году спектакль «Белое на черном» Р.Д. Гальего (режиссер Г.Р. Тростянецкий) с успехом участвовал в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска» в Москве и на фестивале «Март, контакт» в Могилеве, где был удостоен Гран-при.
В 2012 году мюзикл А. Журбина «Биндюжник и король» становится лауреатом премии федерации еврейских организаций России «Скрипач на крыше». Режиссер А. Михайлов и актеры получают награду на сцене Кремлевского дворца съездов в Москве. Затем этот спектакль с огромным успехом был сыгран на сценах десятка городов России, Украины, Беларуси и Польши.
41-й театральный сезон был наполнен не только блестящими премьерами, но и новыми мультиформатными проектами: акция «Тургенев. Сегодня!», посвященная творчеству писателя; проект «Свободное КИНОпространство» — цикл творческих встреч с известными режиссерами; проект «Добрый вечер, зритель!..», который позволил зрителям ближе познакомиться с любимыми актерами, открыть для себя новую сторону театральной жизни и просто получить положительные эмоции; проект «Листая старые афиши» — рассказы о старых спектаклях из репертуара театра.
Сегодня в репертуаре театра спектакли для зрителей всех возрастов, это пьесы зарубежных и русских классиков, спектакли экспериментального характера современной драматургии.
В 2018 году в репертуаре театра появился интерактивный спектакль для самых маленьких зрителей – «СКАЗКИ НА ЧЕРДАКЕ» (режиссер – Лариса Леменкова). Сегодня, объединенный общим названием, интерактивный спектакль представлен уже в четырех вариантах: «Читаем, играем вместе сказки Д. Биссета», «Читаем, играем вместе сказки Е. Клюева», «Читаем, играем вместе сказки С. Прокофьевой» и новогодняя история «Волшебный мешок Деда Мороза».
С 1996 по настоящее время при театре воспитывается актерский курс Орловского института искусств и культуры (руководитель курса — А. Михайлов), выпускники которого успешно работают в театре, а также на театральных сценах Москвы и Санкт-Петербурга. С театром успешно сотрудничают как российские, так и зарубежные режиссеры: Г. Тростянецкий, Б. Цейтлин, А. Каневский, С. Лосев, Лоренцо Лорис (Италия), Карлос Эрранс (Испания), Ги Холланд (Англия). Активно развиваются связи с польскими коллегами.
Среди последних постановок театра: спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира режиссера Виктории Печерниковой (2019), сказка «Пушкин & Kо» режиссера Ларисы Леменковой по двум пушкинским сказкам «Сказка о Золотом Петушке» и «Сказка о Попе и работнике его Балде» (2019), спектакль «Чучело» по пьесе Владимира Железникова режиссера Анны Трояновой (2019), спектакль режиссера Сергея Пузырева «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева (2020).
Самые первые спектакли — «Жестокость» П. Нилина, «Колонисты» по педагогической поэме А. Макаренко, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Неистовый гасконец» А. Дюма (режиссер Ю. Копылов), «Третья ракета» В. Быкова, «Алые паруса» А. Грина, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Приключения Буратино в стране дураков» А. Толстого, «Емелино счастье» (Р. Сеф, В. Новацкий; режиссер Б. Цейтлин) – вызвали огромный интерес зрителей всех возрастов. Оригинальные режиссерские решения, необычная сценография С. Шавловского, яркие актерские индивидуальности Д. Евстафьева, В. Кушнарева, Е. Гамбурга, Е. Успенской, Ж. Хрулевой, А. Ерина, А. Поляка, В. Запорожского и др. — все свидетельствовало о том, что в Орле возник профессиональный театр со своей театральной эстетикой.
Новый период творческого развития театра связан с приходом в 1987 году нового главного режиссера — Александра Михайлова. Его первой работой стал спектакль «Адам и Ева» по пьесе М. Булгакова, который никогда прежде не ставили ни в одном театре страны. И зрители, и критики высоко оценили спектакль, в котором талантливо играли юная Нонна Исаева, более опытные Владислав Трахтенберг, Владимир Кушнарев, Владимир Крашенинников и Вячеслав Туманов.
В 1990-х в Орле растет интерес к новым работам ТЮЗа. Споры вызывают спектакли режиссера Игоря Кучера «Три девицы под окном», И. Власова «Седьмой подвиг Геракла». Особенно яростные дебаты ведутся вокруг постановок А.Михайлова «Сны Евгении» и А. Казанцева мюзикла «Кандид» Вольтера.
К 1990 году в театре выкристаллизовывается его оригинальная концепция, основанная на прицельном внимании к внутреннему миру молодого человека, вступающего в жестокий взрослый мир. Театр декларируется как пространство для свободного роста, открытое для экспериментов, и место встречи свободных людей – зрителей и актеров. Тогда же театр берет новое название — «Свободное пространство».
В 1992 году театр впервые выезжает на зарубежные гастроли в Калифорнию (США) со спектаклем «Великая война Рикки-Тикки-Тави» Р. Киплинга. А в 1993 году «Рикки…» аплодируют на фестивалях в Ла-Корунье и Хихоне (Испания). На международных фестивалях в Новгороде — в 1993 году и в Днепропетровске в 1994 году спектакль получил главные призы, а артисты М. Рыжикова, Г. Ласкина и А. Бояджи — призы за лучшие женские и мужские роли.
В 1994 году в Калифорнии состоялась премьера спектакля «Белый Клык» Д. Лондона (постановщик А. Михайлов), который стал своеобразной визитной карточкой театра. Эта музыкально-пластическая притча с успехом игралась на фестивалях в Турции, США, Испании, Израиле, России. В октябре 1996 года спектакль «Белый Клык» открывает международный фестиваль в Ростове-на-Дону, где проходил всемирный конгресс АССИТЕЖ (Международная ассоциация театров для детей и юношества), собравший участников из 60 стран, а в ноябре-декабре участвует в крупных международных фестивалях в Витторио, Ла-Карунье и Мадриде.
Во второй половине 1990-х на постановки приглашаются режиссеры из разных стран. Большой интерес вызывают спектакли Санкт-Петербургских режиссеров: «Ночь ошибок» О. Голдсмита в постановке Г. Цхвиравы, и особенно «Господин де Пурсоньяк» Ж.Б. Мольера в постановке лауреата Государственной премии Г. Тростянецкого.
В 1999 году на фестивале в Новгороде приз за лучший спектакль для молодежи получает постановка «Тринадцатая звезда» В. Ольшанского (режиссер А. Михайлов). А спектакль «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (режиссер А. Михайлов, художник В. Королев) — приз за высокую сценическую культуру на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске.
В этом же году, к 200-летию А.С. Пушкина, театр ставит «Маленькие трагедии» (режиссер Г. Тростянецкий, художник С. Зограбян). Спектакль участвует на фестивалях в Пскове, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Орле, вызывает большой интерес пушкинистов и театральных критиков, а также молодежной зрительской аудитории.
В 2005-2010 гг. театр осуществлял программу «Европейские сезоны в Орле», которая была посвящена Италии, Франции, Германии, Польши. На сцене с успехом шли пьесы Гоцци, Гольдони, Мольера, Мюссе, Пиранделло, Брехта, Мрожека. Русская классика представлена драматургией Островского, Тургенева, Чехова, Лескова.
Наиболее значительными работами этих лет стали постановки: «Любовью не шутят» А. де Мюссе и «Ночь» А. Стасюка (режиссеры Г. Тростянецкий), «Белое на черном» Р. Гальего (режиссер Г. Тростянецкий, режиссер-балетмейстер С. Щекотихина). «Оскар и Розовая дама» (Э.-Э. Шмитт), «Алые паруса» (М. Дунаевский, М. Бартенев), «Биндюжник и Король» (А. Журбин), «Трехгрошовая опера» (Б. Брехт), «Марьино поле» (О. Богаев) — режиссер А. Михайлов, а также авторские музыкальные спектакли – «Иисус» Э. Уэббера и «Письма памяти» (постановка и сценография — балетмейстер О. Николаев), «Украденное счастье» И. Франко (режиссер Линас Зайкаускас), «Тиль» (Г. Гладков, Г. Горин), «Были слезы — больше глаз» по произведениям М. Цветаевой, «Художник и любовь» (Е. Балакин) — режиссер А. Михайлов.
В 2009-2011-е гг. одним из главных направлений творческой работы являются спектакли, насыщенные музыкой, пластикой и танцем: «Песня о Бумбараше», «Иисус», «Вестсайдская история», «Фиалка Монмартра», «Янки в Париже». Театр неоднократно участвовал в международных фестивалях в Санкт-Петербурге, Воронеже, Рязани, Магнитогорске, Екатеринбурге, Новгороде, Киеве, Москве, Харькове, Варшаве, Мадриде, Алачати (Турция), Хайфе (Израиль), в Украине, Белоруссии, Франции, Испании, США. Литве, Молдавии.
В июне 2010 года музыкальная драма «Алкеста» Еврипида (композитор И. Хрисаниди, режиссер А.Михайлов) открывала 14-й международный театральный фестиваль «Древнегреческой драматургии» на Кипре (спектакль был показан в древних театрах Пафоса, Лимасола и Никосии).
С 2010 года театр «Свободное пространство» становится учредителем Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI», в котором принимают участие театральные коллективы и исполнители из России, Украины, Молдовы, республики Беларусь, Литвы, Израиля и других стран. Фестиваль проходит при поддержке Международного Института Театра, ЮНЕСКО.
В 2011 году спектакль «Белое на черном» Р.Д. Гальего (режиссер Г.Р. Тростянецкий) с успехом участвовал в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска» в Москве и на фестивале «Март, контакт» в Могилеве, где был удостоен Гран-при.
В 2012 году мюзикл А. Журбина «Биндюжник и король» становится лауреатом премии федерации еврейских организаций России «Скрипач на крыше». Режиссер А. Михайлов и актеры получают награду на сцене Кремлевского дворца съездов в Москве. Затем этот спектакль с огромным успехом был сыгран на сценах десятка городов России, Украины, Беларуси и Польши.
41-й театральный сезон был наполнен не только блестящими премьерами, но и новыми мультиформатными проектами: акция «Тургенев. Сегодня!», посвященная творчеству писателя; проект «Свободное КИНОпространство» — цикл творческих встреч с известными режиссерами; проект «Добрый вечер, зритель!..», который позволил зрителям ближе познакомиться с любимыми актерами, открыть для себя новую сторону театральной жизни и просто получить положительные эмоции; проект «Листая старые афиши» — рассказы о старых спектаклях из репертуара театра.
Сегодня в репертуаре театра спектакли для зрителей всех возрастов, это пьесы зарубежных и русских классиков, спектакли экспериментального характера современной драматургии.
В 2018 году в репертуаре театра появился интерактивный спектакль для самых маленьких зрителей – «СКАЗКИ НА ЧЕРДАКЕ» (режиссер – Лариса Леменкова). Сегодня, объединенный общим названием, интерактивный спектакль представлен уже в четырех вариантах: «Читаем, играем вместе сказки Д. Биссета», «Читаем, играем вместе сказки Е. Клюева», «Читаем, играем вместе сказки С. Прокофьевой» и новогодняя история «Волшебный мешок Деда Мороза».
С 1996 по настоящее время при театре воспитывается актерский курс Орловского института искусств и культуры (руководитель курса — А. Михайлов), выпускники которого успешно работают в театре, а также на театральных сценах Москвы и Санкт-Петербурга. С театром успешно сотрудничают как российские, так и зарубежные режиссеры: Г. Тростянецкий, Б. Цейтлин, А. Каневский, С. Лосев, Лоренцо Лорис (Италия), Карлос Эрранс (Испания), Ги Холланд (Англия). Активно развиваются связи с польскими коллегами.
Среди последних постановок театра: спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира режиссера Виктории Печерниковой (2019), сказка «Пушкин & Kо» режиссера Ларисы Леменковой по двум пушкинским сказкам «Сказка о Золотом Петушке» и «Сказка о Попе и работнике его Балде» (2019), спектакль «Чучело» по пьесе Владимира Железникова режиссера Анны Трояновой (2019), спектакль режиссера Сергея Пузырева «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева (2020).
Адрес
:
02001, г. Орел, пл. Карла Маркса, 2
Персоны