Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко»
Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко» был основан в июле 1993 года указом мэра города Москва. Однако сами «фоменки» ведут отсчет биографии театра с 1988 года. Тогда Пётр Наумович Фоменко набрал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссёрском факультете ГИТИСа (ныне – Российский институт театрального искусства-ГИТИС). Выпускники мастерской Фоменко 1993 года составили костяк театра, который ещё дважды пополнялся учениками мастера.
Так возник театр, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра. С труппой «Мастерской» разные режиссёры осуществляют свои замыслы, осваивают сложные пространства, работают в разнообразной стилистике. Среди спектаклей, созданных в «Мастерской» есть постановки как самого Петра Наумовича Фоменко, так и его коллег и учеников – Евгения Каменьковича, Ивана Поповски; а также режиссёров иной театральной школы – Сигрид Стрём Рейбо, Виктор Рыжаков, Кирилл Вытоптов и др.
Другой задачей было продолжение совершенствования актёров. Не зачерстветь душой. Не дать затянуть себя будничной рутине. Не переставать учиться. Не бояться оглядываться назад и не прекращать двигаться вперед… Вот лишь несколько постулатов, по которым и сегодня, спустя почти двадцать пять лет, существует театр.
Логичным продолжением выбранного театром курса стал набор весной 2007 года первой стажерской группы при театре. В течение трёх лет группа актёров и режиссёров имела возможность совершенствовать своё мастерство, пробовать и ошибаться, реализовывая в стенах «Мастерской» свои театральные идеи. В 2010 году большинство стажеров были приняты в труппу театра, а публике представлены их первые работы, - поставленная Петром Фоменко «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима по У. Шекспиру (2009), спектакль «Рыжий» по стихам екатеринбургского поэта Бориса Рыжего (режиссёр Юрий Буторин, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2010), «Алиса в Зазеркалье» по Л. Кэрроллу в постановке Ивана Поповски.
В 2010 году была набрана вторая стажерская группа, которая через три сезона вошла в труппу театра. Итогом их стажировки стал спектакль «Русский человек на rendez-vous» (режиссёр – Евгений Каменькович, 2011), сразу же вошедший в репертуар театра.
В настоящее время в театре учится третья стажёрская группа актёров, они участвуют в спектаклях текущего репертуара, заняты в работах над новыми постановками.
В начале своей жизни театр несколько лет вёл «бездомное» существование. Пока в 1997 году постановлением Правительства города Москва театру не было передано в хозяйственное ведение помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» по адресу: Кутузовский проспект, д. 30/32. После ремонта и реконструкции 13 января 2000 года, на Старый Новый год, состоялось торжественное открытие реконструированного здания. Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссёры театра. Постановлением Правительства города Москва было решено построить театру новое, отвечающее всем современным техническим требованиям здание.
В результате многомесячной совместной работы архитектурной мастерской С. В. Гнедовского «ПНКБ архитектура и культурная политика» и «Мастерской П. Н. Фоменко» в 2004 году был создан уникальный проект нового театрального здания. В 2005 году проект был удостоен высшей архитектурной премии «Золотое сечение» в номинации «лучший проект здания». Несколько лет строительства, и свое пятнадцатилетие в 2008 году театр встретил в новом доме, расположенном на набережной Тараса Шевченко, ровно напротив входа в старое здание.
Сегодня на афише театра более 40 спектаклей. Прежде всего, это постановки Петра Наумовича Фоменко: «Волки и овцы» А.Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа» (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя (2004), «Три сестры» А.П. Чехова (2004), «Бесприданница» А.Н. Островского (2008), «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима (2009), «Триптих» по произведениям А.С. Пушкина (2009), «Театральный роман (Записки покойника)» М.А. Булгакова (в соавторстве с К. Пироговым, 2012), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2003, восстановлена К. Пироговым в 2013). А также работы других режиссёров: «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2005), «Самое важное» по роману М. Шишкина «Венерин волос» (2006), «Улисс» по роману Дж. Джойса (2009), «Дар» В. Набокова (2012), «Гиганты горы» Л. Пиранделло (2014, совместно с П. Агуреевой), «Современная идиллия» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (2015), «Волемир» Ф. Горенштейна (2016) – режиссёр Евгений Каменькович; «Отравленная туника» Н. Гумилева (2002), «Носорог» Э. Ионеско (2006) и «Алиса в Зазеркалье» по Л. Кэрролу (2010) и «Сон в летнюю ночь» по У. Шекспиру (2015) – режиссёр Иван Поповски; «Белые ночи» Ф.М. Достоевского (2003) – режиссёр Николай Дручек; «Пять вечеров» А. Володина (2011), режиссёр Виктор Рыжаков; «Моряки и шлюхи» (2012) – режиссёр Олег Глушков; «Заходите-заходите» по роману М. Шалева (2012) – режиссёр Юрий Буторин, «Летние осы кусают нас даже в ноябре» И. Вырыпаева (2013) – режиссёр Сигрид Стрём Рейбо; «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (2014) – режиссёр Вера Камышникова; «Олимпия» О. Мухиной (2014) – режиссёр Евгений Цыганов; «Тополя» по рассказам А. Вампилова (2016) в постановке Юрия Буторина и Владимира Топцова; «Испанцы в Дании» П. Мериме (2016) – режиссёр Кирилл Пирогов; «Амфитрион» Мольера (2017) – режиссёр Кристоф Рок, «…Души» по Н.Гоголю – режиссёр Фёдор Малышев (2017).
В 2013 году «Мастерская Петра Фоменко» открыла для зрителей экспериментальное направление своей деятельности. Уже более 10 лет в театре проводятся вечера «проб и ошибок», на которых артисты и режиссёры театра показывают труппе свои самостоятельные работы. Некоторые из них выросли в спектакли и вошли в репертуар «Мастерской». Сейчас театр решил делиться со своим зрителем наиболее интересными экспериментальными работами. Так, с мая 2013 года в рамках проекта «Пробы и ошибки» были созданы спектакли: «Египетская марка» по О. Мандельштаму (режиссёр Дмитрий Рудков, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), «Последние свидания» по рассказам И.А. Бунина (режиссёр Юрий Титов, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), «Руслан и Людмила» (2014) А.С. Пушкина и «Школа жён» (2015) Мольера – режиссёр Михаил Крылов; «Смешной человек» (2015) по Ф.М. Достоевскому – режиссёр Фёдор Малышев; «Мамаша Кураж» (2016) Б. Брехта – режиссёр Кирилл Вытоптов, «Проклятый Север» по Ю. Казакову – режиссёр Полина Айрапетова (2017).
Всего за годы существования театра было создано 58 спектаклей.
Рождённые в стенах «Мастерской» работы неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. К.С. Станиславского за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (2000); Национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня» (2001), «Война и мир. Начало романа» (2002), «Три сестры» (2006), «Самое важное» (2007), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016); независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» за спектакли «Три сестры» (2005), «Самое важное» (2008) и многих других. Спектакли театра неоднократно становились лауреатами театральных премий в России и за рубежом, получали призы и награды на различных театральных фестивалях.
В разные годы спектакли театра принимали участие в российских и международных театральных фестивалях: Золотая Маска (2000, 2002, 2003, 2004, 2006, 2008, 2009, 2010, 2016), Международном Чеховском фестивале (1998, 2007, 2009, 2010, 2011), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001, 2005), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), венецианском Бьеннале (Италия, 1995), фестивале в Авиньоне (Франция, 1997), белградском фестивале BITEF (Сербия, 1997, 2004), боннском театральном Бьеннале (Германия, 1997), Осеннем Парижском (Франция, 1998, 2002, 2003) и Осеннем Мадридском (Испания, 2002, 2003, 2006) фестивалях, фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке (США, 2004), международном театральном фестивале в Загребе (Хорватия, 2004, 2007), театральном фестивале в Риме Russkij Festival (Италия, 2004), Фестивале русской культуры в Бельгии «Европалия» /“Europalia.Russia” (2005), фестивале «Европейские дни культуры в Карлсруе» (Германия, 2006), Ибероамериканском фестивале в Боготе (Колумбия, 2006), Международном фестивале искусств в Греции (2007). Кроме того, театр много и успешно гастролировал по городам России, Украины, Латвии, Эстонии, Европы, Латинской Америки, США, Китая, Израиля и Японии.
Театр продолжает развиваться, открывая новые направления деятельности. Так, весной 2016 года в «Мастерской» начались лекции о театре для детей – «Путешествие в театральную историю», которые читает театровед и сотрудник литчасти Анастасия Сергеева. В сезоне 2016-2017 в афише появился киноклуб, поэтические вечера и лекторий.
«Мастерская Петра Фоменко» любит отличную музыку и часто приглашает выступить на своей сцене различных музыкантов. Свои концерты в театре играли Люка Дебарг, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Елена Камбурова, Евгений Маргулис, Ирина Богушевкая, Юлий Ким, Сергей и Татьяна Никитины и многие другие. Каждый сезон открываются новые имена для театральной публики.
Выставки живописи, фотографии, скульптуры, театрального костюма в фойе Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» стали неотъемлемой частью творческого процесса. За многие годы свои работы в театре выставляли такие выдающиеся художники, как Борис Заборов, Татьяна Сельвинская, Юрий Купер, Виктор Сенцов, Михаил Гутерман, Екатерина Голицына, Михаил Дронов, Андрей Волков, Елена Грабовская, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова и другие.
Так возник театр, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра. С труппой «Мастерской» разные режиссёры осуществляют свои замыслы, осваивают сложные пространства, работают в разнообразной стилистике. Среди спектаклей, созданных в «Мастерской» есть постановки как самого Петра Наумовича Фоменко, так и его коллег и учеников – Евгения Каменьковича, Ивана Поповски; а также режиссёров иной театральной школы – Сигрид Стрём Рейбо, Виктор Рыжаков, Кирилл Вытоптов и др.
Другой задачей было продолжение совершенствования актёров. Не зачерстветь душой. Не дать затянуть себя будничной рутине. Не переставать учиться. Не бояться оглядываться назад и не прекращать двигаться вперед… Вот лишь несколько постулатов, по которым и сегодня, спустя почти двадцать пять лет, существует театр.
Логичным продолжением выбранного театром курса стал набор весной 2007 года первой стажерской группы при театре. В течение трёх лет группа актёров и режиссёров имела возможность совершенствовать своё мастерство, пробовать и ошибаться, реализовывая в стенах «Мастерской» свои театральные идеи. В 2010 году большинство стажеров были приняты в труппу театра, а публике представлены их первые работы, - поставленная Петром Фоменко «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима по У. Шекспиру (2009), спектакль «Рыжий» по стихам екатеринбургского поэта Бориса Рыжего (режиссёр Юрий Буторин, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2010), «Алиса в Зазеркалье» по Л. Кэрроллу в постановке Ивана Поповски.
В 2010 году была набрана вторая стажерская группа, которая через три сезона вошла в труппу театра. Итогом их стажировки стал спектакль «Русский человек на rendez-vous» (режиссёр – Евгений Каменькович, 2011), сразу же вошедший в репертуар театра.
В настоящее время в театре учится третья стажёрская группа актёров, они участвуют в спектаклях текущего репертуара, заняты в работах над новыми постановками.
В начале своей жизни театр несколько лет вёл «бездомное» существование. Пока в 1997 году постановлением Правительства города Москва театру не было передано в хозяйственное ведение помещение, ранее принадлежавшее кинотеатру «Киев» по адресу: Кутузовский проспект, д. 30/32. После ремонта и реконструкции 13 января 2000 года, на Старый Новый год, состоялось торжественное открытие реконструированного здания. Однако два маленьких тесных зала, в которых работала труппа «Мастерской», не могли в полной мере соответствовать тем задачам, которые стремились воплотить на сцене режиссёры театра. Постановлением Правительства города Москва было решено построить театру новое, отвечающее всем современным техническим требованиям здание.
В результате многомесячной совместной работы архитектурной мастерской С. В. Гнедовского «ПНКБ архитектура и культурная политика» и «Мастерской П. Н. Фоменко» в 2004 году был создан уникальный проект нового театрального здания. В 2005 году проект был удостоен высшей архитектурной премии «Золотое сечение» в номинации «лучший проект здания». Несколько лет строительства, и свое пятнадцатилетие в 2008 году театр встретил в новом доме, расположенном на набережной Тараса Шевченко, ровно напротив входа в старое здание.
Сегодня на афише театра более 40 спектаклей. Прежде всего, это постановки Петра Наумовича Фоменко: «Волки и овцы» А.Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа» (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя (2004), «Три сестры» А.П. Чехова (2004), «Бесприданница» А.Н. Островского (2008), «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима (2009), «Триптих» по произведениям А.С. Пушкина (2009), «Театральный роман (Записки покойника)» М.А. Булгакова (в соавторстве с К. Пироговым, 2012), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2003, восстановлена К. Пироговым в 2013). А также работы других режиссёров: «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (2005), «Самое важное» по роману М. Шишкина «Венерин волос» (2006), «Улисс» по роману Дж. Джойса (2009), «Дар» В. Набокова (2012), «Гиганты горы» Л. Пиранделло (2014, совместно с П. Агуреевой), «Современная идиллия» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (2015), «Волемир» Ф. Горенштейна (2016) – режиссёр Евгений Каменькович; «Отравленная туника» Н. Гумилева (2002), «Носорог» Э. Ионеско (2006) и «Алиса в Зазеркалье» по Л. Кэрролу (2010) и «Сон в летнюю ночь» по У. Шекспиру (2015) – режиссёр Иван Поповски; «Белые ночи» Ф.М. Достоевского (2003) – режиссёр Николай Дручек; «Пять вечеров» А. Володина (2011), режиссёр Виктор Рыжаков; «Моряки и шлюхи» (2012) – режиссёр Олег Глушков; «Заходите-заходите» по роману М. Шалева (2012) – режиссёр Юрий Буторин, «Летние осы кусают нас даже в ноябре» И. Вырыпаева (2013) – режиссёр Сигрид Стрём Рейбо; «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (2014) – режиссёр Вера Камышникова; «Олимпия» О. Мухиной (2014) – режиссёр Евгений Цыганов; «Тополя» по рассказам А. Вампилова (2016) в постановке Юрия Буторина и Владимира Топцова; «Испанцы в Дании» П. Мериме (2016) – режиссёр Кирилл Пирогов; «Амфитрион» Мольера (2017) – режиссёр Кристоф Рок, «…Души» по Н.Гоголю – режиссёр Фёдор Малышев (2017).
В 2013 году «Мастерская Петра Фоменко» открыла для зрителей экспериментальное направление своей деятельности. Уже более 10 лет в театре проводятся вечера «проб и ошибок», на которых артисты и режиссёры театра показывают труппе свои самостоятельные работы. Некоторые из них выросли в спектакли и вошли в репертуар «Мастерской». Сейчас театр решил делиться со своим зрителем наиболее интересными экспериментальными работами. Так, с мая 2013 года в рамках проекта «Пробы и ошибки» были созданы спектакли: «Египетская марка» по О. Мандельштаму (режиссёр Дмитрий Рудков, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), «Последние свидания» по рассказам И.А. Бунина (режиссёр Юрий Титов, руководитель постановки Евгений Каменькович, 2013), «Руслан и Людмила» (2014) А.С. Пушкина и «Школа жён» (2015) Мольера – режиссёр Михаил Крылов; «Смешной человек» (2015) по Ф.М. Достоевскому – режиссёр Фёдор Малышев; «Мамаша Кураж» (2016) Б. Брехта – режиссёр Кирилл Вытоптов, «Проклятый Север» по Ю. Казакову – режиссёр Полина Айрапетова (2017).
Всего за годы существования театра было создано 58 спектаклей.
Рождённые в стенах «Мастерской» работы неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии им. К.С. Станиславского за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» (2000); Национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня» (2001), «Война и мир. Начало романа» (2002), «Три сестры» (2006), «Самое важное» (2007), «Триптих» (2011) и «Сон в летнюю ночь» (2016); независимой театральной премии «Хрустальная Турандот» за спектакли «Три сестры» (2005), «Самое важное» (2008) и многих других. Спектакли театра неоднократно становились лауреатами театральных премий в России и за рубежом, получали призы и награды на различных театральных фестивалях.
В разные годы спектакли театра принимали участие в российских и международных театральных фестивалях: Золотая Маска (2000, 2002, 2003, 2004, 2006, 2008, 2009, 2010, 2016), Международном Чеховском фестивале (1998, 2007, 2009, 2010, 2011), Рождественском фестивале в Новосибирске (1997, 2001), вологодском фестивале «Голоса истории» (2001, 2005), севастопольском фестивале «Херсонесские игры» (1993), польском фестивале «Контакт» (1993, 1996), венецианском Бьеннале (Италия, 1995), фестивале в Авиньоне (Франция, 1997), белградском фестивале BITEF (Сербия, 1997, 2004), боннском театральном Бьеннале (Германия, 1997), Осеннем Парижском (Франция, 1998, 2002, 2003) и Осеннем Мадридском (Испания, 2002, 2003, 2006) фестивалях, фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке (США, 2004), международном театральном фестивале в Загребе (Хорватия, 2004, 2007), театральном фестивале в Риме Russkij Festival (Италия, 2004), Фестивале русской культуры в Бельгии «Европалия» /“Europalia.Russia” (2005), фестивале «Европейские дни культуры в Карлсруе» (Германия, 2006), Ибероамериканском фестивале в Боготе (Колумбия, 2006), Международном фестивале искусств в Греции (2007). Кроме того, театр много и успешно гастролировал по городам России, Украины, Латвии, Эстонии, Европы, Латинской Америки, США, Китая, Израиля и Японии.
Театр продолжает развиваться, открывая новые направления деятельности. Так, весной 2016 года в «Мастерской» начались лекции о театре для детей – «Путешествие в театральную историю», которые читает театровед и сотрудник литчасти Анастасия Сергеева. В сезоне 2016-2017 в афише появился киноклуб, поэтические вечера и лекторий.
«Мастерская Петра Фоменко» любит отличную музыку и часто приглашает выступить на своей сцене различных музыкантов. Свои концерты в театре играли Люка Дебарг, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Елена Камбурова, Евгений Маргулис, Ирина Богушевкая, Юлий Ким, Сергей и Татьяна Никитины и многие другие. Каждый сезон открываются новые имена для театральной публики.
Выставки живописи, фотографии, скульптуры, театрального костюма в фойе Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко» стали неотъемлемой частью творческого процесса. За многие годы свои работы в театре выставляли такие выдающиеся художники, как Борис Заборов, Татьяна Сельвинская, Юрий Купер, Виктор Сенцов, Михаил Гутерман, Екатерина Голицына, Михаил Дронов, Андрей Волков, Елена Грабовская, Франциско Инфанте и Нонна Горюнова и другие.
Адрес
:
121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 30/32
Персоны