Фоменко Петр Наумович
Пётр Наумович Фоменко (1932–2012) – основатель, художественный руководитель театра «Мастерская Фоменко» с 1993 по 2012 год.
В 1955 году он окончил филологический факультет Московского педагогического института им. В. И. Ленина, а в 1961 году – режиссёрский факультет ГИТИСа (курс был набран Н. М. Горчаковым, мастера курса – Н. П. Охлопков и А. А. Гончаров).
В 1960-е годы Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в Театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского, Театре драмы и комедии на Таганке.
В 1970-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он является режиссёром, а с 1977 по 1981 год – главный режиссёр Ленинградского театра комедии им. Н. П. Акимова. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба – 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба – 1979), «Тёркин-Тёркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976, Театр Советской Армии) и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977, Малый театр).
Одновременно с работой в театре Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли, как «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Пиковая дама» (1969 и 1985), «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Кроме того, Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В. Пановой (1974–1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976–1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии «Мосфильм».
Покинув в 1981 году Ленинградский театр комедии, Фоменко возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссёр уходит в педагогику. В гитисовских аудиториях увидели свет такие спектакли, созданные Фоменко со своими студентами, как «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой – 1986), «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «В сегодняшний, так сказать, как бы день…» по А. П. Чехову (1996).
За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссёры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссёрских работ Фоменко, созданных в 1980–1990-е годах, на сценах различных театров ставятся спектакли «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1985, театр им. Вл. Маяковского); «Без вины виноватые» А. Н. Островского и «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (соответственно 1993 и 1996, театр им. Евгения Вахтангова); «Калигула» А. Камю (1990, театр им. Моссовета), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1994, театр «Сатирикон») и другие.
В 1993 году актёрско-режиссёрский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Пётр Наумович Фоменко. Среди спектаклей, поставленных Фоменко в «Мастерской» – «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа» (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2004), «Три сестры» А. П. Чехова (2004), «Как жаль» по пьесе Г. Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (2006), «Бесприданница» А. Н. Островского (2007), мюзикл Ю. Кима «Сказки Арденского леса» по У. Шекспиру (2008), «Триптих» по А. С. Пушкину (2009), «Театральный роман (Записки покойника)» по М. А. Булгакову (2012) и др. Последние годы жизни репетировал «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.
Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.
Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Пётр Наумович в 1993 году был удостоен звания народного артиста России, в 2005 году он стал Командором ордена искусств Франции, в 2004 году был удостоен премии Президента РФ. Является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001), премии им. Г. А. Товстоногова (2001) и др. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
В 1955 году он окончил филологический факультет Московского педагогического института им. В. И. Ленина, а в 1961 году – режиссёрский факультет ГИТИСа (курс был набран Н. М. Горчаковым, мастера курса – Н. П. Охлопков и А. А. Гончаров).
В 1960-е годы Фоменко ставит спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в Театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре им. Вл. Маяковского, Театре драмы и комедии на Таганке.
В 1970-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он является режиссёром, а с 1977 по 1981 год – главный режиссёр Ленинградского театра комедии им. Н. П. Акимова. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба – 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба – 1979), «Тёркин-Тёркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976, Театр Советской Армии) и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977, Малый театр).
Одновременно с работой в театре Фоменко много и плодотворно трудится на Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят такие телеспектакли, как «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Пиковая дама» (1969 и 1985), «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Кроме того, Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В. Пановой (1974–1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976–1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии «Мосфильм».
Покинув в 1981 году Ленинградский театр комедии, Фоменко возвращается в Москву. Из системы репертуарного театра режиссёр уходит в педагогику. В гитисовских аудиториях увидели свет такие спектакли, созданные Фоменко со своими студентами, как «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой – 1986), «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «В сегодняшний, так сказать, как бы день…» по А. П. Чехову (1996).
За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников Фоменко, среди которых режиссёры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли в московских театрах. Среди режиссёрских работ Фоменко, созданных в 1980–1990-е годах, на сценах различных театров ставятся спектакли «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1985, театр им. Вл. Маяковского); «Без вины виноватые» А. Н. Островского и «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (соответственно 1993 и 1996, театр им. Евгения Вахтангова); «Калигула» А. Камю (1990, театр им. Моссовета), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1994, театр «Сатирикон») и другие.
В 1993 году актёрско-режиссёрский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Пётр Наумович Фоменко. Среди спектаклей, поставленных Фоменко в «Мастерской» – «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа» (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2004), «Три сестры» А. П. Чехова (2004), «Как жаль» по пьесе Г. Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (2006), «Бесприданница» А. Н. Островского (2007), мюзикл Ю. Кима «Сказки Арденского леса» по У. Шекспиру (2008), «Триптих» по А. С. Пушкину (2009), «Театральный роман (Записки покойника)» по М. А. Булгакову (2012) и др. Последние годы жизни репетировал «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.
Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.
Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Сам Пётр Наумович в 1993 году был удостоен звания народного артиста России, в 2005 году он стал Командором ордена искусств Франции, в 2004 году был удостоен премии Президента РФ. Является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001), премии им. Г. А. Товстоногова (2001) и др. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007).
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).