Чехов и Достоевский. По материалам Четвертых международных Скафтымовских чтений (Саратов, 3–5 октября 2016 года): Сборник научныхработ / Редкол.: В. В. Гульченко (науч. ред.) [и др.]. – М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина,2017.
Библиографическое описание
Публикуемые в данной книге статьи и материалы побуждают лишний раз задуматься о месте Чехова и Достоевского в современном художественном и, шире, околохудожественном пространстве. Их время не только не ушло, а все больше приходит, оно углубляется и расширяется, оно – если присмотреться и прислушаться к их мыслям и голосам – продолжает ко многому обязывать; оно настаивает на внимании к себе. Достоевский и Чехов, помещенные в единое поле рассмотрения, сопоставленные, сведенные вместе, – оба настаивают на движении, предполагая в нем залог и поиск новой творческой энергии для постижения человеком мира и его места в нем. Бесконечность Чехова и бесконечность Достоевского в космосе художественного существования – совершенно разные виды и формы материи, если судить их по неевклидовым параметрам. Парность сопоставлений – художественных методов, приемов, сюжетов, конфликтов, деталей и персонажей, – замотивированная уже самим принципом параллелизма, многажды встречается в большинстве работ этого сборника, что в данном случае естественно и неизбежно. Русская культура и, в частности, литература, всегда зависимая от времени, всегда же превосходит и выпирает из него своей внутренней содержательной мощью, оставаясь «сверхсуществом», неподвластным только времени. И потому многообещающе неисчерпанным остается диалог Достоевского с Чеховым, о котором пойдет речь в данном сборнике.