Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Театральная библиотека
В данном разделе публикуются списки и отдельные издания книг, которые ежегодно издает ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и российские издательства по театральной тематике: исследования, альбомы, каталоги выставок, мемуарная литература, учебные пособия.
Здесь будут также представлены книги – победители учреждённой Бахрушинским музеем премии «Театральный роман»
Присоединенные документы

Книги и публикации

«Чайка». Продолжение полёта. По материалам Третьих международныхСкафтымовских чтений «Пьеса А. П. Чехова “Чайка” в контексте современногоискусства и литературы» – к 120-летию со дня написания и 125-летию со днярождения А. П. Скафтымова (Саратов, 5–7 октября 2015 г.): Коллективнаямонография / редкол.: В. В. Гульченко (отв. ред.) [и др.]. – М.: ГЦТМ им. А. А.Бахрушина, 2016.
Библиографическое описание
Предлагаемая читателям книга под названием «“Чайка”. Продолжение полёта» является своего рода продолжением вышедшего в 2001 году очередного тома Чеховианы «Полёт “Чайки”», подготовленного к печати Чеховской комиссией РАН. Значительную часть того тома составляли доклады и сообщения на международной конференции в Санкт-Петербурге (5–11 ноября 1996 г.), посвященной 100-летию пьесы. Сведенные в один том статьи, эссе, рецензии, режиссерские заметки, архивные публикации составили своеобразную панораму жизни чеховской пьесы – провозвестницы новой драмы и нового театра ХХ века. И вот теперь, к 120-летию написания пьесы и 125-летию со дня рождения А. П. Скафтымова, подготовлен еще один выпуск, основанный на тех же принципах составления: в основе книги – материалы Третьих международных Скафтымовских чтений, а также другие тексты отечественных и зарубежных авторов, расширяющие, дополняющие или развивающие данную тему, публиковавшиеся ранее на разных языках, но доселе мало известные или вовсе не известные русскому читателю.
Чехов и Достоевский. По материалам Четвертых международных Скафтымовских чтений (Саратов, 3–5 октября 2016 года): Сборник научныхработ / Редкол.: В. В. Гульченко (науч. ред.) [и др.]. – М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина,2017.
Библиографическое описание
Публикуемые в данной книге статьи и материалы побуждают лишний раз задуматься о месте Чехова и Достоевского в современном художественном и, шире, околохудожественном пространстве. Их время не только не ушло, а все больше приходит, оно углубляется и расширяется, оно – если присмотреться и прислушаться к их мыслям и голосам – продолжает ко многому обязывать; оно настаивает на внимании к себе. Достоевский и Чехов, помещенные в единое поле рассмотрения, сопоставленные, сведенные вместе, – оба настаивают на движении, предполагая в нем залог и поиск новой творческой энергии для постижения человеком мира и его места в нем. Бесконечность Чехова и бесконечность Достоевского в космосе художественного существования – совершенно разные виды и формы материи, если судить их по неевклидовым параметрам. Парность сопоставлений – художественных методов, приемов, сюжетов, конфликтов, деталей и персонажей, – замотивированная уже самим принципом параллелизма, многажды встречается в большинстве работ этого сборника, что в данном случае естественно и неизбежно. Русская культура и, в частности, литература, всегда зависимая от времени, всегда же превосходит и выпирает из него своей внутренней содержательной мощью, оставаясь «сверхсуществом», неподвластным только времени. И потому многообещающе неисчерпанным остается диалог Достоевского с Чеховым, о котором пойдет речь в данном сборнике.
Чехов и Шекспир. По материалам XXXVI-й международной научно-практическойконференции «Чеховские чтения в Ялте» (Ялта, 20–24 апреля 2015 г.): Коллективная монография. – М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2015
Библиографическое описание
Присутствие Шекспира в художественном мире Чехова – больше, чем тема. Речь может идти не только о прямом или косвенном влиянии личностей одного художественного авторитета на другого, но и о совпадении, созвучии тех или иных эстетических намерений, выражаемых в разных формах и проявлениях. Имена Шекспира и Чехова не случайно то и дело ставятся рядом – исследователями их творчества, писателями, философами, практиками театра… Один из многих последних тому примеров – данная коллективная монография, возникшая на базе материалов «Чеховских чтений в Ялте» – международной научно-практической конференции «Чехов и Шекспир», проведенной в апреле 2015 года. Издание приурочено к памятной дате 2016 года – 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира.
Эра Григоровича. К 90-летию выдающегося русского хореографа. – М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016
Библиографическое описание
Более полувека балетные спектакли в постановке Ю.Н. Григоровича остаются непревзойдёнными образцами хореографического искусства. С его именем связаны незабываемые страницы истории театра. На главных сценах страны он осуществил спектакли, принёсшие мировую славу русскому балету: «Каменный цветок», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки современного и классического репертуара. Каталог выставки, приуроченной к юбилею выдающегося хореографа, знакомит с наиболее значительными вехами творческой биографии мастера, начиная с конца 1940-х гг. и до настоящего времени. На страницах издания, адресованного широкому кругу знатоков и любителей балетного искусства, воспроизведены фотографии фрагментов спектаклей и репетиций с известными артистами-исполнителями, эскизы декораций и костюмов С.Б. Вирсаладзе из фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, СПбГМТиМИ, частных архивов, а также сценические костюмы из коллекции Ю.Н. Григоровича.