Архив Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Б.Я. Эйфмана

Архив Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Б.Я. Эйфмана был образован в 1989 г., в период обособления балетной труппы от Ленинградского государственного концертного объединения «Ленконцерт» и обретения независимости в качестве Ленинградского государственного театра балета. Собираемые с 1977 г. программки, буклеты, афиши, обширный фотоматериал, документы о творческой деятельности Б.Я. Эйфмана до создания «Нового балета» стали основой фонда. В настоящее время за 30 лет существования архив Театра балета Б.Я. Эйфмана хранит и пополняет коллекция фотографий периода с 1970 по 2004 гг., до перехода на цифровые носители. В архиве – фотографии к балетам Б.Я. Эйфмана авторства Н.Н. Аловерт, В.М. Барановского, Ю.Г. Белинского, В.Ф. Плотникова, Н. Разиной и других известных фотохудожников. Помимо сценических, в фонде хранятся репетиционные, портретные, гастрольные фотографии. Важное место в архиве занимает коллекция программок, буклетов и афиш. Коллекция охватывает период с 1970 г. по настоящее время и постоянно пополняется. Содержит более 1300 ед. хр. афиш, более 2000 ед. хр. программок и буклетов и охватывает всю гастрольную географию театра – от городов СССР в ранний период существования театра до значимых балетных площадок в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Вене, Токио и др. городах. В собрании – афиши премьерных постановок: дипломного спектакля Б.Я. Эйфмана «Гаянэ» с автографами артистов, показанного на сцене Малого театра оперы и балета (Ленинград, 1972); афиша первого показа Ленинградского «Нового балета» (1977); цветные плакаты В.К. Кундышева к одноактным балетам «Идиот», «Автографы», «Жар-птица»; афиша премьерного показа балета «Чайковский» (1993) на сцене Opera Comique (Париж, Франция); афиша балетов «Дон Кихот» и «Карамазовы» (1996) на сцене Theatre des Champs Elysees (Париж, Франция) и др. Большую значимость имеет коллекция эскизов и макетов. В архиве хранятся эскизы костюмов и декораций художника В.А. Окунева к балетам «Чайковский», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Дон Жуан и Мольер», «Who is Who»; эскизы костюмов О.Т. Шаишмелашвили к постановкам последних лет – «Евгений Онегин», «Реквием» (редакции 2014, 2018), «Up&Down», «Чайковский. Pro et Contra», «Эффект Пигмалиона». Макеты к балетам «Онегин», «Up&Down», «Чайковский. Pro et Contra» (художник З.Э. Марголин), «По ту сторону греха», «Русский Гамлет» (художник В.А. Окунев). Помимо вышеперечисленных, в архиве театра хранятся эскизы Л.Л. Лукониной («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), В. Зайцева («Иллюзии»), Е. Рапай «Убийцы» («Тереза Ракен»). Коллекция документов отражает гастрольную деятельность театра. В основе – журналы помощников режиссёра с 1980-х гг. по настоящее время, по сведениям которых, в том числе, была создана летопись показов с 1977 г. Помимо этого, договоры с импресарио, переписка дирекции по организации гастролей. В 2016 года в особняке Ю.К. Добберт (Санкт-Петербург, Большая Пушкарская, 14), находящемся в ведении Академии танца Б.Я. Эйфмана, была открыта выставка, посвящённая юбилею художественного руководителя театра Б.Я. Эйфману. В основе экспозиции, созданной творческой группой художников Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства – эскизы В.А. Окунева к балетам «Чайковский» и «Красная Жизель», макеты к балетам «Up&Down», «Чайковский. Pro et Contra» (художник З.Э. Марголин), «По ту сторону греха» (художник В.А. Окунев), сценические костюмы к балетам «Чайковский», «Красная Жизель», «Up&Down», «Роден, её вечный идол», «Карамазовы». В будущем в особняке Ю.К. Добберт планируется создание Музея петербургского балета.

Населенный пункт:  

Адрес:  

197198, Санкт-Петербург, ул.Б.Пушкарская, 14, литер Б.

Карта: