Архив Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Б.Я. Эйфмана

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета был создан Б.Я. Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы — Ленинградский «Новый балет»). Театр создавался как авторский, как экспериментальная лаборатория одного хореографа. Борис Яковлевич Эйфман — хореограф-философ, его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Уже первые спектакли труппы Б. Эйфмана — «Двухголосие» (1977) на музыку С. Барретта из репертуара «Пинк Флойд» и «Бумеранг» (1979) по мотивам произведений Б. Брехта на музыку Джона Маклафлина — принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. В конце 1970-х — начале 1980-х годов в Академическом театре балета под руководством Б. Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка и глубиной драматургического прочтения: «Идиот» по роману Ф. Достоевского, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше, «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира, «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова и другие. Сегодня театр Б. Эйфмана известен любителям танцевального искусства по всему миру спектаклями: «Анна Каренина» на музыку П.И. Чайковского по роману Л.Н. Толстого, «Красная Жизель» — балет по мотивам жизнеописания балерины О. Спесивцевой, «Up&Down» по роману Ф. Фицджеральда «Ночь нежна», «По ту сторону греха» по роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и многими другими постановками. Замыслы Б. Эйфмана реализуют прекрасные артисты — лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит», премии Президента и Правительства РФ в области культуры, такие как М.Ю. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев, О. Габышев, Д. Резник, Д. Фишер. Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства здания для Академии танца Б.Я. Эйфмана, в состав которой позже вошёл Детский театр танца. На 2023 год в Санкт-Петербурге запланировано открытие Дворца танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств. В 1989 году, когда театр приобрел самостоятельность и стал называться Ленинградским государственным театром балета, был образован архив театра. Собираемые с 1977 года программки, буклеты, афиши, фотоматериал, документы о творческой деятельности основателя театра до создания «Нового балета», стали основой фонда. Коллекция программок, буклетов и афиш охватывает период с 1970 года по настоящее время и постоянно пополняется. Она содержит более 3300 единиц хранения и охватывает всю гастрольную географию театра — от городов СССР до значимых балетных площадок в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Вене, Токио. Особой ценностью в собрании обладают такие материалы, как афиши премьерных постановок: дипломного спектакля Б.Я. Эйфмана «Гаянэ» с автографами артистов, показанного на сцене Малого театра оперы и балета (Ленинград, 1972); афиша первого показа Ленинградского «Нового балета» (1977); цветные плакаты В.К. Кундышева к одноактным балетам «Идиот» (1980), «Автографы» (1981), «Жар-птица» (1978); афиша премьерного показа балета «Чайковский» (1993) на сцене Opera Comique (Париж, Франция). Архив театра хранит и пополняет коллекцию фотографий, среди которых работы Н.Н. Аловерт, В.М. Барановского, Ю.Г. Белинского, В.Ф. Плотникова, Н. Разиной и других известных фотохудожников. Помимо сценических, в фонде хранятся репетиционные, портретные, гастрольные фотографии. Важное место в театральном архиве занимает коллекция эскизов и макетов, в том числе произведения знаковых театральных художников: В.А. Окунева, О.Т. Шаишмелашвили, З.Э. Марголина, Л.Л. Лукониной, В. Зайцева, Е. Рапай. В 2019 году в особняке Ю.К. Добберт (Санкт-Петербург, Большая Пушкарская, 14), находящемся в ведении Академии танца Б.Я. Эйфмана, была открыта выставка, посвящённая юбилею художественного руководителя театра Б.Я. Эйфмана. В основе экспозиции, созданной творческой группой художников Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, — эскизы, макеты и костюмы к балетам театра. Особняк Ю.К. Добберт впервые предстал перед горожанами в качестве выставочного пространства. Сегодня в особняке Ю.К. Добберт создаётся не имеющий аналогов музей петербургского балета, в котором представлены материалы архива театра Эйфмана. показанного на сцене Малого театра оперы и балета (Ленинград, 1972), афиша первого показа Ленинградского «Нового балета» (1977), цветные плакаты В.К. Кундышева к одноактным балетам «Идиот», «Автографы», «Жар-птица», афиша премьерного показа балета «Чайковский» (1993) на сцене Opera Comique (Париж, Франция), афиша балетов «Дон Кихот» и «Карамазовы» (1996) на сцене Theatre des Champs Elysees (Париж, Франция) и др. Большую культурную ценность представляет коллекция эскизов и макетов. В архиве хранятся эскизы костюмов и декораций художника В.А. Окунева к балетам «Чайковский», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Дон Жуан и Мольер», «Who is Who»; эскизы костюмов О.Т. Шаишмелашвили к постановкам последних лет: «Евгений Онегин», «Реквием» (редакции 2014, 2018), «Up&Down», «Чайковский. Pro et Contra», «Эффект Пигмалиона»; макеты к балетам «Онегин», «Up&Down», «Чайковский. Pro et Contra» (художник З.Э. Марголин), «По ту сторону греха», «Русский Гамлет» (художник В.А. Окунев). В архиве театра также хранятся эскизы Л.Л. Лукониной («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), В. Зайцева («Иллюзии»), Е. Рапай «Убийцы» («Тереза Ракен»). Коллекция документов отражает гастрольную деятельность театра. В её основу легли журналы помощников режиссёра с 1980-х годов по настоящее время, по сведениям которых, в том числе, была создана летопись показов с 1977 года. В 2016 году в особняке Ю.К. Добберт (Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, 14), находящемся в ведении Академии танца Б.Я. Эйфмана, была открыта выставка, посвящённая юбилею основателя и художественного руководителя театра. В будущем в особняке Ю.К. Добберт планируется открыть Музей петербургского балета.

Населенный пункт:  

Адрес:  

197198, Санкт-Петербург, ул.Б.Пушкарская, 14, литер Б.

Карта: