Белый квадрат. Чеховские спектакли Джорджо Стрелера. Научный сборник /В. В. Гульченко (отв. ред.) [и др.]. – М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2016.
Библиографическое описание
Задумывая вторую свою постановку «Вишневого сада», осуществленную в 1974 году, Стрелер писал:
«...Не знаю почему, но, должен признаться, этот “Сад” совершенно другой, абсолютно непохожий на
тот, что был, такой, каким он начинает передо мной вырисовываться, близок “Лиру”. Он продолжает
начатый в нем разговор не формально, а по существу».
В творческом мире Стрелера наличествуют не только знаменитые его «три шкатулки», но и во весь
свой эпический рост просматриваются фигуры трех богатырей мировой драматургии, оказавших
несомненное и тоже многослойное влияние на формирование его эстетики. Это Шекспир, Чехов и
Брехт. Здесь же, наконец, имеет место и связь с тремя квадратами Казимира Малевича – черным,
красным и белым. «Вишневый сад» Стрелера в редакции 1974-го года вошел в историю мирового
театра как одно из фундаментальнейших творений его лирико-эпического театра, а необыкновенным
вниманием к поэтике белого цвета побудил воспринимать его как своего рода «белый квадрат».
Этот спектакль стал четвертым и последним в сценической Чеховиане Стрелера; до этого им была
поставлена еще одна, первая версия «Вишневого сада» (1955), а также «Чайка» (1948) и «Платонов
и другие» (1959). Всем этим работам Стрелера и посвящена данная книга – еще одна страница
творческой биографии великого итальянского режиссера после его вышедшего на русском языке
сборника «Театр для людей» (1984) и монографии М. Г. Скорняковой «Джорджо Стрелер и “Пикколо
театро ди Милано”» (2012).�