ГОЛОВИНСКИЙ ЗАЛ

Номер зала:

7

Описание зала:

Одно из центральных мест в коллекции костюмов, мебели и бутафории занимают предметы, созданные по эскизам выдающегося художника Серебряного века А.Я. Головина. Именно благодаря его влиянию в 1908 году режиссером Петербургских Императорских театров стал В.Э. Мейерхольд. До своего прихода в труппу Императорских театров Мейерхольд не встречался с Головиным в работе. На сценах Императорских театров (Александринского и Мариинского) они создали 16 спектаклей, в их числе такие шедевры, как постановки комедии Мольера «Дон Жуан» (1910) и драмы Лермонтова «Маскарад» (1917). В специальной витрине, посвященной спектаклю «Дон Жуан», мы можем видеть не только фотографии, но и подлинные костюмы Ю.М. Юрьева, исполнявшего заглавную роль. Рядом – костюм Сганареля (К.А. Вармалова). Основное пространство зала отдано «Маскараду». Здесь представлены фотографии всех сцен спектакля. А рядом – чудом сохранившаяся обширная коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина: ширма «с дьявольским глазом», золоченое портальное зеркало, кресло из дома Арбенина, кресло и стулья из маскарадного и бального залов, кресло и стулья из комнаты князя Звездича. Преломляя различные стилевые черты, свойственной «эпохе ампира», художник создал гротескные образы, раскрывающие самую суть обстановки, в которой действовали герои. Несколько десятков костюмов представляют и главных персонажей драмы, и создают пеструю маскарадную толпу, окружающую и затягивающую героев в свой круговорот. Напротив центральной витрины посетители экспозиции могут видеть репродукцию рабочих эскизов выставленных костюмов и сравнить замысел художника с его воплощением. «Маскарад» был поставлен 25 февраля 1917 года и стал тем самым последним спектаклем императорской эпохи в России. В финале спектакля на сцену опускался траурный занавес, появление которого воспринималось зрителями символически. Вместе с тем александринский «Маскарад» только начинал свою театральную жизнь. Трижды – в 1926, 1932 и 1938 годах – этот спектакль возобновлялся и в общей сложности прожил на сцене Александринки три десятка лет.