Санкт-Петербургский государственный театр «Суббота»

Санкт-Петербургский театр «Суббота» был основан в Ленинграде в 1969 г. театроведом и режиссёром Ю.А. Смирновым-Несвицким. Его понимание смысла актёрского творчества исходило из индивидуальности и природы человека. То, что понималось обычно под словом «мастерство», для театра «Суббота» было не так важно. Сильное влияние на формирование внутренней идеологии театра оказал драматург А.М. Володин. Благодаря любительскому статусу театр «Суббота» был вне давления официальной цензуры, здесь могли звучать запрещённые в государственных театрах песни, стихи, пьесы. Так, впервые со сцены здесь прозвучали стихи И.А. Бродского. Одним из первых спектаклей Ю.А. Смирнова-Несвицкого в театре «Суббота» стал спектакль по трём володинским пьесам «Настя, Нюта, Женька» (1970), оформленный художником Э.С. Кочергиным. Первым авторским спектаклем театра стала постановка «Театральные страницы» (1971), сочетавшая не просто разные театральные жанры, но и разные формы деятельности: лекцию о Е.Б. Вахтангове, театрализованные иллюстрации к ней, этюды, песни. Символической для «Субботы» стала в 1974 г. постановка документального спектакля «Окна, улицы, подворотни», основанного на судьбах актёров, сыгравших самих себя. Этот спектакль открыл для многих «новую искренность», исповедальность. В середине 1970-х гг. театру «Суббота» стало не хватать спектаклей по собственным сценариям. В те годы была поставлена «уличная» версия «Ромео и Джульетты» У. Шекспира, «Три товарища» Э.М. Ремарка, оригинальная инсценировка по «Крепостным актёркам» С.А. Могилевской. Спектакль «Бремя страстей человеческих» был решён как стилизованный концерт поп-группы «Бони М» — с песнями и танцами, пьеса как бы составлялась из переводов любимых песен. С годами режиссёры театра «Суббота» стали уделять большее внимание мастерству. Занятия в студии вели приглашённые и «субботние» педагоги: О.В. Волкова; К.М. Гинкас, С.Я. Спивак. Встречи и мастер-классы для актёров проводили Ю.В. Толубеев, П.П. Кадочников, А.А. Миронов, К.Л. Рудницкий и др. Показательной для студийно-клубного симбиоза в театре «Суббота» стала традиция спектакля как игры со зрителем, восходящая к жанру хэппенинга. Действие спектаклей в 1970–1980-е гг. начиналось в фойе и постепенно переносилось в зал. В середине действия у зрителей могли спросить, как дальше будет развиваться сюжет спектакля и, в зависимости от их ответа, действие шло по выбранному публикой пути. Постепенно любительский театр стал профессиональным, репертуарным. В 1994 г. он получил статус государственного и существует в Санкт-Петербурге на Звенигородской ул. После смерти Ю.А. Смирнова-Несвицкого, с 2019 года театр возглавил режиссёр А.Н. Сидельников. Спектакли театра «Суббота» неоднократно были показаны на международных театральных фестивалях и были удостоены высоких наград.

Населенный пункт:  

Адрес:  

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 30а

Карта: