Донецкий республиканский академический театр кукол
Областной театр кукол в г. Сталино (Донецк) был основан при Сталинском государственном украинском музыкально-драматическом театре им. Артема по Постановлению Сталинского городского Совета 1 декабря 1933 года. Возглавили театр артисты Донецкого музыкально-драматического театра: художественным руководителем стала Л.М. Гаккебуш, а директором — В.Н. Добровольский.
Первоначальный театральный коллектив в составе 8 человек самостоятельно сооружал и лепил декорации, мастерил, изготавливал петрушечные куклы. Премьерой театра стал спектакль «Юные патриоты», а первый репертуар складывался из народных сказок: «Ивасик-Телесик», «Коза-дереза», «Три поросёнка», и сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Театр проводил выездные представления на предприятиях и выступал на основных сценах в выходные дни. Из воспоминаний В.Н. Добровольского: «Ширму сделали из фиолетового бархата. Она была легкой, прочной и портативной. Куклы были петрушечные. Один из первых спектаклей - «Ивасик-Телесик». У нас была лошадь и подвода, на которой мы выезжали со спектаклями на шахты и другие предприятия. В выходные дни ширму ставили на большой сцене нашего театра. Театр кукол, как и драматический театр, при котором он состоял, работал на украинском языке».
В первые месяцы Великой Отечественной войны театр был закрыт, и впоследствии преобразован в театр политических миниатюр. Организаторами выступили приехавшие в составе редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины» поэт И.Л. Френкель и писатель-сатирик В.С. Поляков. Ими было создано более 40 агитационных спектаклей. Однако, ввиду невозможности изготовить настоящих кукол, участники театра создавали их из подручных материалов, в том числе картофелин. Спектакли театра состояли из нескольких номеров. Первым был дуэт Геббельса и Риббентропа «Хайль со смыком – это буду я…». Во втором картошка-Геббельс исполняла сатирический романс о Муссолини «Бенита». В.С. Поляков сочинил скетч, который назывался «Разговор Геббельса с геббельсовой уткой». Спектакли «картофельного театра» проходили в воинских частях, госпиталях «на ура».
В 1942 году у театра появились пять настоящих кукол, выполненных профессиональным скульптором – Гитлера, Геббельса, Риббентропа, Антонеску и Петрушки в красноармейском шлеме.
Театр кукол вновь открылся 11 сентября 1958 года, на базе Дома пионеров, премьерным спектаклем стал «Веселый утенок Тим» режиссера В. Трипольской. В это время театр носил название «Сталинского городского театра кукол, Областного управления культуры, Министерства культуры УССР, г. Сталино, Сталинской области». Приглашение из Львова художника, скульптора Л.В. Ванифатьевой дало коллективу новую точку отсчета с первого же ее спектакля – «Сумка, чалма и свирель» Е. Черняк и Е. Гелоди.
В 1960-е годы были поставлены спектакли режиссёра А.Д. Юдовича, включая пьесы «Волшебная калоша» М.Д. Сергеева, «Телевизор доктора Айболита» А. Юдовича и С. Ефремова, «Чертова мельница» И. Штока, а также работы С. Ефремова: «Голубой щенок» по Ю. Энтину, «О чем рассказали волшебники» В. Коростылева и «Сказка о жадном Серёжке» по С. Прокофьевой, отмеченная дипломом республиканского смотра. Музыка для спектаклей этого периода создавалась композиторами А. Виленцом и Г. Бирюшовым.
В этот период начинали творческий путь народный артист Украины С. Ефремов и заслуженные артисты Украины Э. Смирнова и Ш. Фоерберг, которые стали со временем «кукольными звёздами», впоследствии ставшие известными артистами за пределами страны. Именно в 60-е годы коллектив театра входит в группу лидеров театров кукол Украины.
В 1971 году главным режиссёром театра стал заслуженны артист Украины Б.Н. Смирнов. Сюда пришли работать композитор Я. Липовецкий, поэтесса С. Куралех, художник Н. Ясницкий, а куклы создавались мастерами В. Юшкевичем и Е. Панжар. В этот период были поставлены спектакли: «Друзья маленькой Кити» (С. Когана), «Земля дана тебе навеки» (по мотивам произведений К. Чандры), «Про добро и зло, и про длинный язык» (по мотивам армянских народных сказок), «Золотой цыплёнок» (В. Орлова) «Улыбка судьбы» (И. Медведевой и Т. Шишовой), «Сэмбо» (Ю. Елисеева), «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина), отмеченных в разные годы престижными дипломами на международных, всеукраинских и межрегиональных фестивалях. В это время театр успешно гастролировал во многих городах Украины, России, Бельгии, Беларуси, Молдовы. В 1977 году при театре открылась актерская студия.
В 1981 году за успехи, достигнутые в профессиональном воспитании творческой молодежи и за активное участие в проведении Всесоюзного смотра 1978–1980 годов театр награжден дипломом I степени и премией Министерства культуры СССР. В следующем, 1982 году, за весомый вклад в дело укрепления мира театр награждён медалью Советского комитета защиты мира. А 23 декабря 1983 года за успехи в развитии театрального искусства, воспитании подрастающего поколения театр награждён грамотой Президиума Верховной Рады Украины, главному режиссёру театра Б.Н. Смирнову и артисту В. Ткаченко присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Украины».
В 1982 году театр получил отдельное здание по проспекту Ильича, 18 (бывший кинотеатр «Победа»), где располагается по настоящее время. Здание построено в 1955 году по проекту архитектора Щербаковой. Ранее планировалось построить для театра собственное здание по индивидуальному проекту, который был выполнен в 1967 году, однако к реализации так и не приступили.
В конце 80-х – начале 90-х годов в театр приходит новое поколение актеров, часть из них продолжает работать и по сей день. Молодой режиссер и художник Ю. Тесля и художник-постановщик А. Павлик стремились наметить перспективные пути работы театра. В «Прыгающей принцессе» Ю. Тесля попытался реконструировать старинный спектакль чешских марионетчиков конца XIX – начала XX века. Он воссоздал мир традиционного марионеточного театра. Зрелищная этнографическая сторона спектакля возобладала над содержательной. Наиболее ценными были трюковые куклы, сделанные в традициях западноевропейских кунстмейстеров.
Первоначальный театральный коллектив в составе 8 человек самостоятельно сооружал и лепил декорации, мастерил, изготавливал петрушечные куклы. Премьерой театра стал спектакль «Юные патриоты», а первый репертуар складывался из народных сказок: «Ивасик-Телесик», «Коза-дереза», «Три поросёнка», и сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Театр проводил выездные представления на предприятиях и выступал на основных сценах в выходные дни. Из воспоминаний В.Н. Добровольского: «Ширму сделали из фиолетового бархата. Она была легкой, прочной и портативной. Куклы были петрушечные. Один из первых спектаклей - «Ивасик-Телесик». У нас была лошадь и подвода, на которой мы выезжали со спектаклями на шахты и другие предприятия. В выходные дни ширму ставили на большой сцене нашего театра. Театр кукол, как и драматический театр, при котором он состоял, работал на украинском языке».
В первые месяцы Великой Отечественной войны театр был закрыт, и впоследствии преобразован в театр политических миниатюр. Организаторами выступили приехавшие в составе редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины» поэт И.Л. Френкель и писатель-сатирик В.С. Поляков. Ими было создано более 40 агитационных спектаклей. Однако, ввиду невозможности изготовить настоящих кукол, участники театра создавали их из подручных материалов, в том числе картофелин. Спектакли театра состояли из нескольких номеров. Первым был дуэт Геббельса и Риббентропа «Хайль со смыком – это буду я…». Во втором картошка-Геббельс исполняла сатирический романс о Муссолини «Бенита». В.С. Поляков сочинил скетч, который назывался «Разговор Геббельса с геббельсовой уткой». Спектакли «картофельного театра» проходили в воинских частях, госпиталях «на ура».
В 1942 году у театра появились пять настоящих кукол, выполненных профессиональным скульптором – Гитлера, Геббельса, Риббентропа, Антонеску и Петрушки в красноармейском шлеме.
Театр кукол вновь открылся 11 сентября 1958 года, на базе Дома пионеров, премьерным спектаклем стал «Веселый утенок Тим» режиссера В. Трипольской. В это время театр носил название «Сталинского городского театра кукол, Областного управления культуры, Министерства культуры УССР, г. Сталино, Сталинской области». Приглашение из Львова художника, скульптора Л.В. Ванифатьевой дало коллективу новую точку отсчета с первого же ее спектакля – «Сумка, чалма и свирель» Е. Черняк и Е. Гелоди.
В 1960-е годы были поставлены спектакли режиссёра А.Д. Юдовича, включая пьесы «Волшебная калоша» М.Д. Сергеева, «Телевизор доктора Айболита» А. Юдовича и С. Ефремова, «Чертова мельница» И. Штока, а также работы С. Ефремова: «Голубой щенок» по Ю. Энтину, «О чем рассказали волшебники» В. Коростылева и «Сказка о жадном Серёжке» по С. Прокофьевой, отмеченная дипломом республиканского смотра. Музыка для спектаклей этого периода создавалась композиторами А. Виленцом и Г. Бирюшовым.
В этот период начинали творческий путь народный артист Украины С. Ефремов и заслуженные артисты Украины Э. Смирнова и Ш. Фоерберг, которые стали со временем «кукольными звёздами», впоследствии ставшие известными артистами за пределами страны. Именно в 60-е годы коллектив театра входит в группу лидеров театров кукол Украины.
В 1971 году главным режиссёром театра стал заслуженны артист Украины Б.Н. Смирнов. Сюда пришли работать композитор Я. Липовецкий, поэтесса С. Куралех, художник Н. Ясницкий, а куклы создавались мастерами В. Юшкевичем и Е. Панжар. В этот период были поставлены спектакли: «Друзья маленькой Кити» (С. Когана), «Земля дана тебе навеки» (по мотивам произведений К. Чандры), «Про добро и зло, и про длинный язык» (по мотивам армянских народных сказок), «Золотой цыплёнок» (В. Орлова) «Улыбка судьбы» (И. Медведевой и Т. Шишовой), «Сэмбо» (Ю. Елисеева), «Сказка о золотом петушке» (А.С. Пушкина), отмеченных в разные годы престижными дипломами на международных, всеукраинских и межрегиональных фестивалях. В это время театр успешно гастролировал во многих городах Украины, России, Бельгии, Беларуси, Молдовы. В 1977 году при театре открылась актерская студия.
В 1981 году за успехи, достигнутые в профессиональном воспитании творческой молодежи и за активное участие в проведении Всесоюзного смотра 1978–1980 годов театр награжден дипломом I степени и премией Министерства культуры СССР. В следующем, 1982 году, за весомый вклад в дело укрепления мира театр награждён медалью Советского комитета защиты мира. А 23 декабря 1983 года за успехи в развитии театрального искусства, воспитании подрастающего поколения театр награждён грамотой Президиума Верховной Рады Украины, главному режиссёру театра Б.Н. Смирнову и артисту В. Ткаченко присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Украины».
В 1982 году театр получил отдельное здание по проспекту Ильича, 18 (бывший кинотеатр «Победа»), где располагается по настоящее время. Здание построено в 1955 году по проекту архитектора Щербаковой. Ранее планировалось построить для театра собственное здание по индивидуальному проекту, который был выполнен в 1967 году, однако к реализации так и не приступили.
В конце 80-х – начале 90-х годов в театр приходит новое поколение актеров, часть из них продолжает работать и по сей день. Молодой режиссер и художник Ю. Тесля и художник-постановщик А. Павлик стремились наметить перспективные пути работы театра. В «Прыгающей принцессе» Ю. Тесля попытался реконструировать старинный спектакль чешских марионетчиков конца XIX – начала XX века. Он воссоздал мир традиционного марионеточного театра. Зрелищная этнографическая сторона спектакля возобладала над содержательной. Наиболее ценными были трюковые куклы, сделанные в традициях западноевропейских кунстмейстеров.
Одна из лучших работ Ю. Тесли – постановка «Проделки Мыцика» Е. Чеповецкого. В ней удалось передать квинтэссенцию юмора, грусти и неуловимого «чеповецкого» лукавства. Художник А. Павлик создал закулисную часть цирка - шкаф, зеркало, разбросанные вещи, выход на арену. Ярким элементом постановки была и музыка композитора А. Шуха.
Долгие годы актерская труппа театра была разделена на 3 группы, которые готовили и показывали спектакли самостоятельно, отдельно друг от друга. Только в 1995 году была восстановлена единая труппа, расширен выбор исполнителей при распределении ролей и назначении дублеров, что дало возможность готовить параллельные спектакли без художественных компромиссов и создавать масштабные постановки, в которых могла быть занята вся труппа. С этого же года прочное место в репертуаре театра заняли спектакли на украинском языке. До закрытия 61 театрального сезона был поставлен «Ивасик-Телесик» по мотивам украинской народной сказки. Его премьера прошла с большим успехом.
В 2007 году Донецкому театру кукол был присвоен академический статус. За годы работы театр поставил более 200 спектаклей, многие из которых были отмечены дипломами. Труппа театра продолжает участвовать в региональных и международных конкурсах и фестивалях.
Длительное время во главе театра стояли: директор-художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры Украины В.М. Стариков, главный художник театра А.И. Павлик. Среди актеров театра были такие мастера сцены как М. Загний, Б. Шайдер, Л. Шайдер, В. Греков, Л. Смирнова, заслуженный артист Украины В. Ткаченко и другие.
После провозглашения «Донецкой народной республики» театр был переименован в «Донецкий республиканский академический кукольный театр». 1 декабря 2020 года возглавила театр депутат «Народного Совета Донецкой Народной Республики» О.М. Арутинова, ставшая генеральным директором и художественный руководитель театра. Режиссёром-постановщиком стал Б.Л. Чернышов.
Сегодня Донецкий театр кукол поддерживает контакты с городскими и областными школами, интернатами и детскими домами. В театре проводятся дополнительные конкурсные мероприятия, торжества и праздники для детей и взрослых.
В 2007 году Донецкому театру кукол был присвоен академический статус. За годы работы театр поставил более 200 спектаклей, многие из которых были отмечены дипломами. Труппа театра продолжает участвовать в региональных и международных конкурсах и фестивалях.
Длительное время во главе театра стояли: директор-художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры Украины В.М. Стариков, главный художник театра А.И. Павлик. Среди актеров театра были такие мастера сцены как М. Загний, Б. Шайдер, Л. Шайдер, В. Греков, Л. Смирнова, заслуженный артист Украины В. Ткаченко и другие.
После провозглашения «Донецкой народной республики» театр был переименован в «Донецкий республиканский академический кукольный театр». 1 декабря 2020 года возглавила театр депутат «Народного Совета Донецкой Народной Республики» О.М. Арутинова, ставшая генеральным директором и художественный руководитель театра. Режиссёром-постановщиком стал Б.Л. Чернышов.
Сегодня Донецкий театр кукол поддерживает контакты с городскими и областными школами, интернатами и детскими домами. В театре проводятся дополнительные конкурсные мероприятия, торжества и праздники для детей и взрослых.
Адрес
:
283015, Донецкая Народная республика, г. Донецк, пр-т Ильича, 18
Персоны