ФМД-Театр
ФМД-Театр — экспериментальная театральная площадка, созданная в 2007 году при Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Его название отсылает к инициалам писателя (Ф. М. Д.), подчеркивая связь с его наследием. В отличие от традиционных театров, ФМД-Театр сочетает музейные, исследовательские и перформативные практики, исследуя творчество Достоевского через современные формы сценического искусства.
Достоевский любил театр: часто посещал спектакли и концерты, ходил на премьеры, дружил с актёрами. В его публицистике встречаются рецензии, а герои романов разыгрывают сцены или посещают театральные представления.
Как отмечают создатели театра, его ключевая идея — «музейность». В отличие от классических постановок, здесь спектакли часто строятся на взаимодействии с музейным пространством, архивными материалами и предметами из коллекции, превращая действие в «ожившую экспозицию». ФМД-Театр избегает прямых инсценировок романов Достоевского, предпочитая аналитический и документальный театр, исследующий биографию писателя, его окружение (например, спектакль о Вл.С. Соловьёве), а также философские и социальные темы его произведений.
ФМД-Театр активно экспериментирует. В его репертуаре представлены разные жанры — драматические спектакли, спектакли-шоу, спектакли-мистификации, музыкально-пластические постановки. В работе театра принимают участие ведущие актёры, режиссёры и сценографы Петербурга.
За годы работы театр представил множество экспериментальных спектаклей, среди которых особенно выделяются несколько знаковых постановок, отражающих его творческую философию — синтез музейного нарратива, документального театра и литературного исследования.
Постановка «Преступление» (2006) стала одной из первых попыток деконструкции романа «Преступление и наказание» через призму современного театра. Спектакль избегал буквальной адаптации, вместо этого исследуя мотивы Раскольникова через перформанс и диалог с аудиторией. Пластический спектакль-размышление «Метафизика Петербурга» (2010) представил город Достоевского как одного из персонажей его произведений.
С 2010 года ФМД-Театр участвует в городском празднике «День Достоевского», создавая яркие уличные спектакли под общим названием «Достоевский карнавал». Одним из таких проектов стал спектакль «Дефиле героев Достоевского» (2011, 2013) — уличный перформанс, в котором актёры в костюмах персонажей (от князя Мышкина до Свидригайлова) «оживляли» городское пространство, вовлекая прохожих в импровизированные диалоги.
Особого внимания заслуживают инновационные аудиоспектакли театра («Прогулка с Достоевским», 2010; «Особенный Петербург», 2019; «Я — Достоевский», 2021), сочетающие музейную экскурсию с театральным повествованием. Зрители, двигаясь по маршруту или выставке, становились участниками аудиопостановок, построенных на монологах от лица писателя и его героев.
Достоевский любил театр: часто посещал спектакли и концерты, ходил на премьеры, дружил с актёрами. В его публицистике встречаются рецензии, а герои романов разыгрывают сцены или посещают театральные представления.
Как отмечают создатели театра, его ключевая идея — «музейность». В отличие от классических постановок, здесь спектакли часто строятся на взаимодействии с музейным пространством, архивными материалами и предметами из коллекции, превращая действие в «ожившую экспозицию». ФМД-Театр избегает прямых инсценировок романов Достоевского, предпочитая аналитический и документальный театр, исследующий биографию писателя, его окружение (например, спектакль о Вл.С. Соловьёве), а также философские и социальные темы его произведений.
ФМД-Театр активно экспериментирует. В его репертуаре представлены разные жанры — драматические спектакли, спектакли-шоу, спектакли-мистификации, музыкально-пластические постановки. В работе театра принимают участие ведущие актёры, режиссёры и сценографы Петербурга.
За годы работы театр представил множество экспериментальных спектаклей, среди которых особенно выделяются несколько знаковых постановок, отражающих его творческую философию — синтез музейного нарратива, документального театра и литературного исследования.
Постановка «Преступление» (2006) стала одной из первых попыток деконструкции романа «Преступление и наказание» через призму современного театра. Спектакль избегал буквальной адаптации, вместо этого исследуя мотивы Раскольникова через перформанс и диалог с аудиторией. Пластический спектакль-размышление «Метафизика Петербурга» (2010) представил город Достоевского как одного из персонажей его произведений.
С 2010 года ФМД-Театр участвует в городском празднике «День Достоевского», создавая яркие уличные спектакли под общим названием «Достоевский карнавал». Одним из таких проектов стал спектакль «Дефиле героев Достоевского» (2011, 2013) — уличный перформанс, в котором актёры в костюмах персонажей (от князя Мышкина до Свидригайлова) «оживляли» городское пространство, вовлекая прохожих в импровизированные диалоги.
Особого внимания заслуживают инновационные аудиоспектакли театра («Прогулка с Достоевским», 2010; «Особенный Петербург», 2019; «Я — Достоевский», 2021), сочетающие музейную экскурсию с театральным повествованием. Зрители, двигаясь по маршруту или выставке, становились участниками аудиопостановок, построенных на монологах от лица писателя и его героев.
Адрес
:
191002, Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5/2