Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Московский детский театр теней
Искусству теневого театра более двух тысяч лет. Возникнув в странах Восточной и Юго-Восточной Азии как религиозно-ритуальное действо, оно и сегодня всей своей философией и эстетикой тесно связано с мифами создавших его народов. Основателями Московского детского театра теней в июне 1944 г. стали художник Екатерина Зонненштраль и режиссёр Софья Свободина. Работая в Московском отделении ВГКО, они вместе с актёрами-энтузиастами, стали инициаторами создания профессионального театра теней.
До конца 50-х годов театр работал только с проекционной куклой, дающей на экране черный силуэт, что всегда очень эмоционально, выразительно и эстетически изысканно. В выборе репертуара создатели опирались на произведения зарубежной и русской классической литературы, и это было для театра вполне естественно, так как с самого своего возникновения он стал развиваться в русле европейской и русской культуры. Своеобразие театра потребовало от актёров освоения техники кукловождения, так как до работы в театре теней большинство из них было связано с театрами драматическими.
За первые 20 лет своего существования театр выпустил около 50-ти спектаклей и, поскольку он был передвижным, дал сотни представлений для детей и взрослых в домах пионеров, в школах и пионерских лагерях, в творческих союзах и институтах, постоянно завоевывая признание публики и получая хорошие отзывы в прессе.
В 1957 году театр участвовал в Первом Всесоюзном фестивале кукольных театров и получил Диплом за спектакль «Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он был удостоен Серебряной медали.
Конец 50-тых годов – это новый этап в развитии театра, когда в эти годы он знакомится с традиционным китайским театром теней – театром «кукол на просвет». Первым спектаклем, поставленным в технике китайского театра, стал спектакль «Приходи, сказка!» режиссёра и художественного руководителя театра тех лет В. Тихвинского, художников Е. Зонненштраль и А. Тарасова.
Следующая веха в истории театра связана с приходом его нового художественного руководителя Эмиля Исааковича Мэя. В 1963 году он выпускает весёлый спектакль-игру по сказкам К. Чуковского «Айболит» художника Н. Целикова. В нём режиссёр пошел на смелый эксперимент – соединил в одном представлении плоскую теневую куклу на экране (китайскую и силуэтную) и объёмную куклу на ширме, что дало всему сценическому пространству спектакля некоторую перспективу и сделало представление очень разнообразным в художественном выражении.
В 1988 году в жизни театра произошло важное событие – он получил стационарное помещение на Измайловском бульваре. В эти годы, с середины 80-х годов и до своей смерти в 1996 году, художественным руководителем театра был заслуженный артист РФ Лев Константинович Машлятин. В содружестве с главным художником театра А. Крупениным он поставил цирковое шоу «Цирк моего детства», которое в 1990 г. на ХI Международном фестивале театров для детей в г. Сантьяго-де-Куба получил Премию Ассоциации сценических искусств Союза писателей и деятелей искусств Кубы (УНЕАК). В театре были поставлены: сказка В. Гауфа «Калиф-аист» по пьесе В. Маслова, философская повесть-сказка «Маленький принц» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери, пародия на ковбойские фильмы «Играем в вестерн!» по пьесе С. Макеева, спектакль-приключение «Страна превращений» по пьесе В. Шацкова.
С 1997 года художественным руководителем театра стал Александр Геннадиевич Крупенин. С его приходом репертуар труппы пополнился спектаклями, поставленными по произведениям мировой детской литературы: «Чёрная курица» по сказке А. Погорельского, «Лотос небесной царевны» по мотивам индийских сказок, «Дюймовочка» по сказкам Г.- Х. Андерсена, «Карлик Нос» по сказке В. Гауфа, «Котёнок по имени Гав» по пьесе Г. Остера» и др.
Пробует себя театр и в создании спектаклей для взрослого зрителя. Так, к 200-летнему юбилею Гоголя был поставлен спектакль «Вий» режиссёра И. Чабанова, художника А. Крупенина; спектакль «Последний день Казановы» по пьесе М. Цветаевой «Феникс» (режиссёр – А. Смирнов, художник – Е. Петухова).
В 2012 году директором Театра теней стала Маргарита Андреевна Модестова; в 2014 году главным художником театра, а с 2019 года – его художественным руководителем стал заслуженный художник России Виктор Леонидович Платонов.
В 2014-2015 году театр пережил капитальный ремонт и сегодня радует зрителей новыми, светлыми интерьерами. Театр продолжает расширять свой репертуар и возрастные границы аудитории. Так, за последние годы в афише появились бэби-спектакли («Жизель», «Краски») для самых маленьких зрителей, театральный сериал «Шерлок. Продолжение» для подростков. Спектакли «Шерлок» в постановке Виктора Никоненко и «Ваня Датский» режиссёра Натальи Лебедевой, художника Виктора Платонова вошли в лонг-лист театральной премии «Золотой Маска» за 2017 год.
Населенный пункт : Москва  
Адрес : 105077, Москва, Измайловский бульвар, д. 60/10