Каретников Николай Николаевич
(1930–1994)
Советский композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), один из крупнейших представителей отечественного послевоенного авангарда.
Известность композитору принесли его ранние сочинения — оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «Ванина Ванини» (1962) и «Геологи» (1964), поставленные в Большом театре Владимиром Василевым и Натальей Касаткиной. С середины 1960-х до конца 1980-х гг. Николай Каретников работает над двумя масштабными сценическими произведениями, ставшими наиболее полной характеристикой творческой личности композитора, ― операми «Тиль Уленшпигель» (1965–1985, либретто совместно с Павлом Лунгиным) и «Мистерия апостола Павла» (1970–1987, либретто совместно с Семеном Лунгиным под патронажем отца Александра Меня). «Тиль Уленшпигель», наполненный религиозной мистикой и политическими аллегориями, не мог быть поставлен на официальной сцене. В 1988 г. удалось сделать студийную запись этой оперы для несостоявшегося в итоге телеспектакля Анатолия Эфроса. «Тиль Уленшпигель» увидел сцену только в 1993 г. в Билефельдском оперном театре, в Германии. «Мистерия апостола Павла» была поставлена в Мариинском театре только в 2010 г.
Советский композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), один из крупнейших представителей отечественного послевоенного авангарда.
Известность композитору принесли его ранние сочинения — оратория «Юлиус Фучик» (1953), балеты «Ванина Ванини» (1962) и «Геологи» (1964), поставленные в Большом театре Владимиром Василевым и Натальей Касаткиной. С середины 1960-х до конца 1980-х гг. Николай Каретников работает над двумя масштабными сценическими произведениями, ставшими наиболее полной характеристикой творческой личности композитора, ― операми «Тиль Уленшпигель» (1965–1985, либретто совместно с Павлом Лунгиным) и «Мистерия апостола Павла» (1970–1987, либретто совместно с Семеном Лунгиным под патронажем отца Александра Меня). «Тиль Уленшпигель», наполненный религиозной мистикой и политическими аллегориями, не мог быть поставлен на официальной сцене. В 1988 г. удалось сделать студийную запись этой оперы для несостоявшегося в итоге телеспектакля Анатолия Эфроса. «Тиль Уленшпигель» увидел сцену только в 1993 г. в Билефельдском оперном театре, в Германии. «Мистерия апостола Павла» была поставлена в Мариинском театре только в 2010 г.
Роды занятий