Самборская Лина Семёновна
(11 сентября 1890 - 20 февраля 1955)
Актриса, режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).
Актёрская профессия привлекла внимание Л.С. Самборской в ранней юности. Она занималась у М.Г. Савиной, а затем работала у крупных антрепренёров провинции: А.Н. Кручинина, Н.Н. Собольщикова-Самарина, Н.Н. Синельникова.
В период с 1918 по 1922 гг. преподавала в драматических студиях Одессы и Киева, где проявились её организаторские и педагогические способности.
С этого времени Л.С. Самборская начинает заниматься режиссурой. До 1925 г. она была художественным руководителем и режиссёром театров Киева. При этом она не оставляет актёрскую профессию. С 1927 по 1929 гг. была актрисой Трудколлектива артистов «Современного театра». Диапазон её творческих возможностей был очень широк, она владела всеми жанрами – от водевиля до трагедии, а её партнёрами нередко становились такие мастера русской сцены, как М.В. Дальский, Г.В. Гловацкий, А.Н. Аркадьев, И.Н. Певцов, Е.Т. Жихарева, А.И. Кварталова.
География её творческой деятельности очень обширна. В период с 1926 по 1940 гг. Л.С. Самборская была художественным руководителем Днепропетровского, Харьковского, Курского, Новокузнецкого, Анжеро-Судженского, Томского, Кировского театров. Обладая педагогическими и организаторскими способностями, она выявляла и раскрывала актёрские индивидуальности, заботилась о художественном росте театров.
В Омском областном драматическом театре Л.С. Самборская была художественным руководителем c 1941 по 1948 гг. В условиях военного времени омский коллектив в 1941– 1943 гг. работал рядом с московским театром имени Е. Вахтангова. Несмотря на сложные условия, Л.С. Самборская сумела сохранить труппу самобытных актёров, обеспечить создание спектаклей, смыслом которых становилась личность актёра, его мастерство. Старожилы Омска помнят Самборскую как ведущую актрису театра. Как бы ни различались её героини, в них всё было на максимальном накале чувств.
В 1948 г. Л.С. Самборская и её муж, главный режиссёр театра Н.А. Шевелёв, купили у театра оформление спектакля «Глубокие корни» и с главными его участниками уехали в Астрахань. Л.С. Самборская руководила Астраханским драматическим театром до 1953 г. Она привезла с собой актёров, с ней прибыли бутафоры, художники, реквизиторы и даже краснодеревщик. Астраханский театр получил новое дыхание. Л.С. Самборская пересмотрела репертуар театра и сделала упор на классику. Люди потянулись в театр, где шли спектакли по пьесам У. Шекспира, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. Драматический театр стал значимым культурным центром. Но вскоре Л.С. Самборскую стали обвинять в буржуазных пристрастиях из-за отсутствия в репертуаре современных пьес, последовал ряд критических статей. Л.С. Самборская вынуждена была уехать сначала в Красноярск, затем в Пензу, где скончалась в 1955 г.
году.
Актриса, режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).
Актёрская профессия привлекла внимание Л.С. Самборской в ранней юности. Она занималась у М.Г. Савиной, а затем работала у крупных антрепренёров провинции: А.Н. Кручинина, Н.Н. Собольщикова-Самарина, Н.Н. Синельникова.
В период с 1918 по 1922 гг. преподавала в драматических студиях Одессы и Киева, где проявились её организаторские и педагогические способности.
С этого времени Л.С. Самборская начинает заниматься режиссурой. До 1925 г. она была художественным руководителем и режиссёром театров Киева. При этом она не оставляет актёрскую профессию. С 1927 по 1929 гг. была актрисой Трудколлектива артистов «Современного театра». Диапазон её творческих возможностей был очень широк, она владела всеми жанрами – от водевиля до трагедии, а её партнёрами нередко становились такие мастера русской сцены, как М.В. Дальский, Г.В. Гловацкий, А.Н. Аркадьев, И.Н. Певцов, Е.Т. Жихарева, А.И. Кварталова.
География её творческой деятельности очень обширна. В период с 1926 по 1940 гг. Л.С. Самборская была художественным руководителем Днепропетровского, Харьковского, Курского, Новокузнецкого, Анжеро-Судженского, Томского, Кировского театров. Обладая педагогическими и организаторскими способностями, она выявляла и раскрывала актёрские индивидуальности, заботилась о художественном росте театров.
В Омском областном драматическом театре Л.С. Самборская была художественным руководителем c 1941 по 1948 гг. В условиях военного времени омский коллектив в 1941– 1943 гг. работал рядом с московским театром имени Е. Вахтангова. Несмотря на сложные условия, Л.С. Самборская сумела сохранить труппу самобытных актёров, обеспечить создание спектаклей, смыслом которых становилась личность актёра, его мастерство. Старожилы Омска помнят Самборскую как ведущую актрису театра. Как бы ни различались её героини, в них всё было на максимальном накале чувств.
В 1948 г. Л.С. Самборская и её муж, главный режиссёр театра Н.А. Шевелёв, купили у театра оформление спектакля «Глубокие корни» и с главными его участниками уехали в Астрахань. Л.С. Самборская руководила Астраханским драматическим театром до 1953 г. Она привезла с собой актёров, с ней прибыли бутафоры, художники, реквизиторы и даже краснодеревщик. Астраханский театр получил новое дыхание. Л.С. Самборская пересмотрела репертуар театра и сделала упор на классику. Люди потянулись в театр, где шли спектакли по пьесам У. Шекспира, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. Драматический театр стал значимым культурным центром. Но вскоре Л.С. Самборскую стали обвинять в буржуазных пристрастиях из-за отсутствия в репертуаре современных пьес, последовал ряд критических статей. Л.С. Самборская вынуждена была уехать сначала в Красноярск, затем в Пензу, где скончалась в 1955 г.
году.