Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Фонвизин Артур Владимирович
(11 января 1883 года, Рига — 19 августа 1973 года, Москва)
Художник, живописец-акварелист. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

По окончании пятого класса гимназии, в 1901 году поступил на учебу в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были К. Н. Горский, В. Н. Бакшеев, Н. А. Клодт.

В училище познакомился с Михаилом Ларионовым, лидером группы молодёжи, готовой «ниспровергать старое искусство». После того, как группа устроила выставку, не разрешённую начальством училища, был исключён из училища вместе с Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным.

В 1904 году переехал в Мюнхен, где продолжил обучение в мастерской Геймана и Гарднера.

С 1907 года в составе ларионовской группы и до войны был заметным участником выставок «Голубая роза» (1907), «Стефанос» (1909), «Союз молодежи», первой выставки «Бубнового валета» (декабрь 1910 г.), выставок «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910–12 гг.). Участвовал в работе салонов «Золотого руна» и «Венок-Стефанос», вступил в «Мир искусства». Произведения этого периода можно охарактеризовать как символистские, в стиле так называемого «лирического примитива». Самые известные работы — «Невеста» (1902), «Леда» (1904), «Композиция с фигурой Христа» (1904).

После начала первой мировой войны переехал в Тамбовскую губернию, много писал с натуры, преподавал живопись. В 1918 году заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове. В 1922 году стал членом творческой организации «Маковец», участвовал в её выставках. В 1923 году преподавал в нижегородском художественном техникуме. В 1926–27 годах вернулся в Тамбовскую студию изобразительного искусства. В 1927 году вернулся в Москву. В 1928 году вступил в Общество московских художников и Ассоциацию художников революционной России. В это же время перешёл к технике акварели, ставшей его призванием на всю жизнь. В 1929 посетил Ленинград, где зарисовывал виды города, в начале тридцатых путешествовал в Керчь и Асканию-Нова. Другие работы тех лет — иллюстрации к «1001 ночи» (1932), «Немецкой романтической повести» (1936), к сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес» (1937).

Первая персональная выставка состоялась в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году.

В 1937 году, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве, был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин).

С начала сороковых и до смерти основной темой творчества художника становятся портреты театральных актрис в сценических костюмах, рисунки цирковых номеров, зарисовки из дореволюционной жизни, изображения цветов и пейзажи. Отличительной чертой является то, что художник писал сразу красками, без карандашной заготовки.

В 1943 году из-за немецкого происхождения был выслан в Казахстан. Там были начаты циклы «Караганда» и «Извозчики».

С 1958 года по 1960 год художник проживал в деревне Пирогово, писал пейзажи.

Как до войны, так и после, не прекращал выставляться. Его персональные выставки прошли в ВТО (1940), ЦДРИ (1944, 1947), ЦДЛ (1955), в залах МОСХа (1958), в Доме СХ СССР (1969).

Преподавал в МАРХИ.

Картины и акварельные портреты актёров и художников, пейзажи и натюрморты Фонвизина хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина и Русском музее, Национальном музее "Киевская картинная галерея" (Украина).
Роды занятий