Литинский Генрих Ильич
(1901–1985)
Советский композитор и педагог. Профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР. Народный артист Якутской АССР и Татарской АССР.
Родился 4 марта 1901 года в городе Липовец. В 1928 году с Золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классу композиции P.M. Глиэра. В 1944–1947 — руководитель Консультационного центра при Оргкомитете СК СССР. В 1928–1945 годах работал, в основном, в камерно-инструментальных жанрах. В 1947 году по музыкально-фольклорным материалам М.Н. Жиркова и в содружестве с ним написал первые якутские музыкально-сценические произведения: эпическую оперу «Ньюргун Боотур Стремительный» и балет-сказку «Полевой цветок». В дальнейшем создал оригинальную музыкальную стилистику, претворяющую особенности якутской песенности, без прямых фольклорных заимствований.
В 1924–1943 годах преподавал в Московской консерватории теорию музыки и сочинение. В 1932–1943 — заведующий кафедрой композиции и декан композиторского факультета. С 1947 года — профессор по классу полифонии и сочинения в ГМПИ им. Гнесиных. Одновременно, в 1949–1964 годах, вёл эти дисциплины в Казанской консерватории. Сыграл большую роль в воспитании композиторов республик СССР. Среди учеников: А. Арутюнян, А. Бабаджанян, Н. Жиганов, А. Иконников, А. Кереселидзе, А. Ленский, В. Макаров, М. Меерович, М. Мильман, Э. Мирзоян, Ч. Нурымов, Б. Терентьев, Т. Хренников, Ф. Яруллин. Преподавал также в Музыкальном училище при Московской консерватории.
Советский композитор и педагог. Профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР. Народный артист Якутской АССР и Татарской АССР.
Родился 4 марта 1901 года в городе Липовец. В 1928 году с Золотой медалью окончил Московскую консерваторию по классу композиции P.M. Глиэра. В 1944–1947 — руководитель Консультационного центра при Оргкомитете СК СССР. В 1928–1945 годах работал, в основном, в камерно-инструментальных жанрах. В 1947 году по музыкально-фольклорным материалам М.Н. Жиркова и в содружестве с ним написал первые якутские музыкально-сценические произведения: эпическую оперу «Ньюргун Боотур Стремительный» и балет-сказку «Полевой цветок». В дальнейшем создал оригинальную музыкальную стилистику, претворяющую особенности якутской песенности, без прямых фольклорных заимствований.
В 1924–1943 годах преподавал в Московской консерватории теорию музыки и сочинение. В 1932–1943 — заведующий кафедрой композиции и декан композиторского факультета. С 1947 года — профессор по классу полифонии и сочинения в ГМПИ им. Гнесиных. Одновременно, в 1949–1964 годах, вёл эти дисциплины в Казанской консерватории. Сыграл большую роль в воспитании композиторов республик СССР. Среди учеников: А. Арутюнян, А. Бабаджанян, Н. Жиганов, А. Иконников, А. Кереселидзе, А. Ленский, В. Макаров, М. Меерович, М. Мильман, Э. Мирзоян, Ч. Нурымов, Б. Терентьев, Т. Хренников, Ф. Яруллин. Преподавал также в Музыкальном училище при Московской консерватории.