Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Прокофьев Сергей Иванович
(1890–1944)
Советский театральный актер, режиссер, драматург и литератор. Основатель и главный режиссер Театра имени Моссовета. В 1911 г. окончил Петербургское театральное училище по классу А.И. Долинова; его соучениками были П.И. Лешков, К. М. Миклашевский, Н.В. Смолич. С 1911 г. играл в театрах города Иркутска. В 1912 г., в созданном актрисой-любительницей З. Н. Пестриковой Иркутском народном театре, организовал студию, где занимался с иркутской молодежью. Театр существовал немногим более пяти лет. После 1917 г. оставался в Иркутске: с 31 мая по 24 июня 1918 г. в Городском театре им было поставлено пять оперных спектаклей, в том числе «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Демон» А. Г. Рубинштейна. В 1922 г. Прокофьев с небольшой группой актеров приехал в Москву и при поддержке отдела культуры Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС) создал передвижную бригаду из девяти человек для выступлений в профсоюзных клубах. Через некоторое время в эту бригаду вошли московские актеры, в том числе популярный характерный комик А. М. Дорошевич из Теревсата.
Первым и поначалу единственным спектаклем вновь образованной труппы стала философская драма Леонида Андреева «Савва» (ноябрь 1922 г.), которую Прокофьев сообразно текущему моменту поставил в духе антирелигиозной агитации. Пьесу показывали как в районных рабочих клубах, так и на центральной профсоюзной площадке — в Колонном зале Дома Союзов. Представление зачастую предварялось лекцией, а завершалось диспутом о религии со зрителями. Этот спектакль-диспут имел большой успех, особенно когда роль мятежного богоборца Саввы играл молодой актер Малого театра Владимир Освецимский. 19 февраля 1923 г. Сергей Иванович поставил в теперь уже официально созданном театре МГСПС собственную вольную инсценировку романа «Париж» Эмиля Золя. Эту пьесу Прокофьева в конце 1922 г. премировали на Всероссийском конкурсе Наркомпроса. После такой оценки она с успехом шла в театрах пролетарского профиля: в Бакинском театре профсоюзов, Полтавском рабочем театре, Драматическом театре Ленинградского Госнардома (Государственного народного дома имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург).
Роды занятий