Никулина Клавдия Тимофеевна
(1917–2005)
Народная артистка РСФСР, Лауреат Госпремии Республики Бурятия Клавдия Тимофеевна Никулина (1917–2005) – участница Великой Отечественной войны. Москвичка Клава вместе с подругами окончила медицинские курсы и в августе 1941 года была призвана в действующую армию. Медсестра, младший сержант К. Никулина прошла с войсками Первого Украинского фронта до Германии, участвовала в крупных сражениях, вынесла с поля боя не один десяток раненых бойцов. За проявленный героизм ей неоднократно объявлялись благодарности, ее заслуги отмечены боевыми наградами.
В 1948 году молодая москвичка приехала в Улан-Удэ и поступила на сцену Русского драмтеатра артисткой вспомогательного состава. Первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова привлекла внимание публики своей искренностью и душевной чистотой. В этой и других небольших ролях, таких как Эдит («Снежок»), Дама с цветами («Весна в Москве»), Леля («Машенька»), цыганка Намо («Бесприданница») уже чувствовались большие творческие возможности молодой исполнительницы, и через год К. Никулина была переведена в основной состав труппы.
За 57 лет служения театру актриса сыграла более 300 ролей, воплотила немало сценических образов русской и зарубежной классики, показала разные грани женского характера, сумела тонко и глубоко исполнить образы современниц. Она с успехом сыграла Вальку в «Иркутской истории» А. Арбузова, Джейн в «Марии Тюдор» В. Гюго, Марианну в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, Нину Куприянову в «Угрюм-реке» В. Шишкова, Любовь Яровую в одноименном спектакле по пьесе К. Тренева. Комедийный темперамент, живая веселость К. Никулиной блеснули в колоритном исполнении героинь А. Островского: Реневой («Светит да не греет»), Сесипатра Семеновна («Красавец-мужчина»), Мавра Тарасовна («Правда хорошо, а счастье лучше»).
И все же основной успех выпал на долю ее героинь в пьесах Горького, Ибсена, Проворотова: Софья «Последние», Нора «Кукольный дом», Клавдия «Цыган». Ее работа в спектакле «Последние» М. Горького была удостоена диплома I степени Министерства культуры России.
Особое место в творчестве Никулиной занимала театральная лениниана. Она играла Крупскую в спектакле «Сквозь грозы» И. Кычакова и Марию Александровну Ульянову в «Семье» А. Попова, Елизавету Васильевну Крупскую в спектакле «Первые ласточки» Ш. Шагалиева. За блестящее воплощение роли матери Ленина на сцене театра актриса была удостоена звания «народная артистка Бурятской АССР» и Всесоюзного диплома I степени.
Среди крупных сценических образов, созданных Клавдией Тимофеевной в 1980-1990-ые годы, необходимо отметить Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Ганну в «Вечере» Дударева, Жанну в одноименной пьесе Галина, госпожу Пернель в «Тартюфе» Мольера.
Клавдия Тимофеевна – человек сложной, но интересной судьбы. На ее долю выпало немало испытаний. И создавая различные сценические образы, она непременно обращалась к своему жизненному опыту. Не потому ли все героини Никулиной – от королев до простолюдинок – были так убедительны? Их страдания она пропускала через душу и сердце, умея вскрыть и показать вечно «женственное» в сочетании с твердой волей и мудростью сердца.
Успехом у зрителей пользовались последние роли Клавдии Тимофеевны: Берта в «Поминальной молитве» Г. Горина, Софья Ивановна в спектакле «Пока она умирала» Н. Птушкиной и бабка в «Семейном портрете с дензнаками» С. Лобозерова. В этих ярких и точных в деталях комедийных ролях талантливая актриса сумела воплотить весь накопленный опыт и мастерство.
За заслуги в области театрального искусства К. Т. Никулиной в 1979 году было присвоено звание «народная артистка РСФСР», в 1987 году она была удостоена ордена «Дружбы народов». В разные годы актриса награждалась почетными грамотами Верховного совета РСФСР и БурАССР, Совета министров БурССР, Министерства культуры РСФСР, медалью «За трудовое отличие». Как ветеран Великой Отечественной войны имела боевые медали и Орден Отечественной войны.
В феврале 1993 года за роль Веденеевой в спектакле «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко Клавдия Никулина была удостоена Государственной премии Республики Бурятия.
Народная артистка РСФСР, Лауреат Госпремии Республики Бурятия Клавдия Тимофеевна Никулина (1917–2005) – участница Великой Отечественной войны. Москвичка Клава вместе с подругами окончила медицинские курсы и в августе 1941 года была призвана в действующую армию. Медсестра, младший сержант К. Никулина прошла с войсками Первого Украинского фронта до Германии, участвовала в крупных сражениях, вынесла с поля боя не один десяток раненых бойцов. За проявленный героизм ей неоднократно объявлялись благодарности, ее заслуги отмечены боевыми наградами.
В 1948 году молодая москвичка приехала в Улан-Удэ и поступила на сцену Русского драмтеатра артисткой вспомогательного состава. Первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова привлекла внимание публики своей искренностью и душевной чистотой. В этой и других небольших ролях, таких как Эдит («Снежок»), Дама с цветами («Весна в Москве»), Леля («Машенька»), цыганка Намо («Бесприданница») уже чувствовались большие творческие возможности молодой исполнительницы, и через год К. Никулина была переведена в основной состав труппы.
За 57 лет служения театру актриса сыграла более 300 ролей, воплотила немало сценических образов русской и зарубежной классики, показала разные грани женского характера, сумела тонко и глубоко исполнить образы современниц. Она с успехом сыграла Вальку в «Иркутской истории» А. Арбузова, Джейн в «Марии Тюдор» В. Гюго, Марианну в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, Нину Куприянову в «Угрюм-реке» В. Шишкова, Любовь Яровую в одноименном спектакле по пьесе К. Тренева. Комедийный темперамент, живая веселость К. Никулиной блеснули в колоритном исполнении героинь А. Островского: Реневой («Светит да не греет»), Сесипатра Семеновна («Красавец-мужчина»), Мавра Тарасовна («Правда хорошо, а счастье лучше»).
И все же основной успех выпал на долю ее героинь в пьесах Горького, Ибсена, Проворотова: Софья «Последние», Нора «Кукольный дом», Клавдия «Цыган». Ее работа в спектакле «Последние» М. Горького была удостоена диплома I степени Министерства культуры России.
Особое место в творчестве Никулиной занимала театральная лениниана. Она играла Крупскую в спектакле «Сквозь грозы» И. Кычакова и Марию Александровну Ульянову в «Семье» А. Попова, Елизавету Васильевну Крупскую в спектакле «Первые ласточки» Ш. Шагалиева. За блестящее воплощение роли матери Ленина на сцене театра актриса была удостоена звания «народная артистка Бурятской АССР» и Всесоюзного диплома I степени.
Среди крупных сценических образов, созданных Клавдией Тимофеевной в 1980-1990-ые годы, необходимо отметить Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Ганну в «Вечере» Дударева, Жанну в одноименной пьесе Галина, госпожу Пернель в «Тартюфе» Мольера.
Клавдия Тимофеевна – человек сложной, но интересной судьбы. На ее долю выпало немало испытаний. И создавая различные сценические образы, она непременно обращалась к своему жизненному опыту. Не потому ли все героини Никулиной – от королев до простолюдинок – были так убедительны? Их страдания она пропускала через душу и сердце, умея вскрыть и показать вечно «женственное» в сочетании с твердой волей и мудростью сердца.
Успехом у зрителей пользовались последние роли Клавдии Тимофеевны: Берта в «Поминальной молитве» Г. Горина, Софья Ивановна в спектакле «Пока она умирала» Н. Птушкиной и бабка в «Семейном портрете с дензнаками» С. Лобозерова. В этих ярких и точных в деталях комедийных ролях талантливая актриса сумела воплотить весь накопленный опыт и мастерство.
За заслуги в области театрального искусства К. Т. Никулиной в 1979 году было присвоено звание «народная артистка РСФСР», в 1987 году она была удостоена ордена «Дружбы народов». В разные годы актриса награждалась почетными грамотами Верховного совета РСФСР и БурАССР, Совета министров БурССР, Министерства культуры РСФСР, медалью «За трудовое отличие». Как ветеран Великой Отечественной войны имела боевые медали и Орден Отечественной войны.
В феврале 1993 года за роль Веденеевой в спектакле «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко Клавдия Никулина была удостоена Государственной премии Республики Бурятия.
Роды занятий