Салахов Таир Теймур оглы
(род. 29 ноября 1928, Баку, СССР)
Азербайджанский и российский художник-живописец, театральный художник, педагог, профессор. Вице-президент Российской академии художеств (с 1997). Академик АХ СССР (1975; член-корреспондент 1966). Герой Социалистического Труда (1989). Народный художник СССР (1973). Лауреат двух Государственных премий Азербайджанской ССР (1965, 1970), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РФ (2012).
В 1950 году окончил Художественное училище имени Азима Азимзаде в Баку. В 1957 году он окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская П. Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец.
В период с 1963 по 1974 год преподавал в Азербайджанском государственном институте искусств имени М. А. Алиева (сначала доцент, с 1973 — профессор), а с 1975 года — в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова.
Уже первые его работы, созданные во время учёбы в училище и в институте («Волны», «Эстакада» (1955), дипломная работа в Суриковском институте «С вахты» (1957)), привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из наиболее известных советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников и лидеров так называемого «сурового стиля» в живописи, который был вызовом приглаженному реализму сталинского времени.
Видное место в творчестве художника занимает цикл произведений о нефтяниках Азербайджана. В числе наиболее известных работ картины «Утренний эшелон» (1958), «Ремонтники» (1960), «Над Каспием» (1961), «Женщины Апшерона» (1967), «Утро на Каспии» (1986) и др.
Большой успех имела и портретная галерея художника, в том числе и такие работы, как «Айдан» (1967), портреты матери, «Портрет Дана» (1983), а также галерея образов деятелей культуры.
Также получил признание за свои натюрморты и пейзажи Апшерона, декорации к спектаклям, работы, выполненные в США, Италии, Мексике («Мексиканская коррида»; 1969) и других странах.
Произведения представлены в крупнейших музеях России, Азербайджана, Украины, и других государств бывшего СССР, хранятся во многих музейных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он является постоянным участником крупных республиканских, Всесоюзных и международных художественных смотров. Его персональные выставки неоднократно проводились в Баку и Москве, а также во многих странах мира.
Благодаря его усилиям в России состоялись выставки таких известных зарубежных художников, как Ф. Бэкон, Г. Юккер, Д. Розенквист, Р. Раушенберг, Я. Кунеллис, Р. Тамайо и других.
В 1984—1992 годах заведовал кафедрой живописи и композиции МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководитель мастерской станковой живописи (1974—1992). Воспитал целую плеяду известных художников.
Азербайджанский и российский художник-живописец, театральный художник, педагог, профессор. Вице-президент Российской академии художеств (с 1997). Академик АХ СССР (1975; член-корреспондент 1966). Герой Социалистического Труда (1989). Народный художник СССР (1973). Лауреат двух Государственных премий Азербайджанской ССР (1965, 1970), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РФ (2012).
В 1950 году окончил Художественное училище имени Азима Азимзаде в Баку. В 1957 году он окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская П. Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец.
В период с 1963 по 1974 год преподавал в Азербайджанском государственном институте искусств имени М. А. Алиева (сначала доцент, с 1973 — профессор), а с 1975 года — в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова.
Уже первые его работы, созданные во время учёбы в училище и в институте («Волны», «Эстакада» (1955), дипломная работа в Суриковском институте «С вахты» (1957)), привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из наиболее известных советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников и лидеров так называемого «сурового стиля» в живописи, который был вызовом приглаженному реализму сталинского времени.
Видное место в творчестве художника занимает цикл произведений о нефтяниках Азербайджана. В числе наиболее известных работ картины «Утренний эшелон» (1958), «Ремонтники» (1960), «Над Каспием» (1961), «Женщины Апшерона» (1967), «Утро на Каспии» (1986) и др.
Большой успех имела и портретная галерея художника, в том числе и такие работы, как «Айдан» (1967), портреты матери, «Портрет Дана» (1983), а также галерея образов деятелей культуры.
Также получил признание за свои натюрморты и пейзажи Апшерона, декорации к спектаклям, работы, выполненные в США, Италии, Мексике («Мексиканская коррида»; 1969) и других странах.
Произведения представлены в крупнейших музеях России, Азербайджана, Украины, и других государств бывшего СССР, хранятся во многих музейных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он является постоянным участником крупных республиканских, Всесоюзных и международных художественных смотров. Его персональные выставки неоднократно проводились в Баку и Москве, а также во многих странах мира.
Благодаря его усилиям в России состоялись выставки таких известных зарубежных художников, как Ф. Бэкон, Г. Юккер, Д. Розенквист, Р. Раушенберг, Я. Кунеллис, Р. Тамайо и других.
В 1984—1992 годах заведовал кафедрой живописи и композиции МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководитель мастерской станковой живописи (1974—1992). Воспитал целую плеяду известных художников.
Роды занятий