Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Дидло, Шарль Луи
(1767 - 1837)
Французский артист балета, балетмейстер, педагог.
Сын танцовщицы М. Марешаль и танцовщика Ш. Дидло. Учился в Стокгольме у отца и Л. Фроссара. С 1776 в Париже изучал академический танец у Ж.Б. Лани и Ж.Ф. Деге. В 1782 принят в труппу «Комеди Франсез» как солист в дивертисментах. В 1783 ученик школы при Королевской академии музыки и танца. В 1786 вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придворного театра. В 1795 в Лионе сочинил на сборную музыку первую версию балета «Зефир и Флора». В 1796 – 1801 гг. в Лондоне поставил на музыку Ч. Босси балеты «Флора и Зефир», «Ацис и Галатея», а также «Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы» с посвящением У. Шекспиру.
Летом 1801 г. директор императорских театров Петербурга Н.Б. Юсупов пригласил возглавить Петербургскую балетную труппу Российских императорских театров. А в апреле 1802 г. новый балетмейстер дебютировал на сцене Большого Каменного театра балетом «Аполлон и Дафна», затем последовал целый каскад балетных спектаклей: «Фавн и Гамадриада», «Зефир и Флора» (с изменённой и исправленной программой), «Роланд и Моргана», «Амур и Психея», «Лаура и Генрих».
С 1804 - 1811 гг. – руководил Петербургской театральной школой.
С 1816 – осуществил свыше 40 постановок: «Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра» (1817) и «Хензи и Тао, или Красавица и чудовище» (1819) Антонолини, «Федра» Кавоса и Ф.П. Турике (1821), «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса (1823, по мотивам поэмы А.С. Пушкина). В 1829 г. из-за конфликта с Дирекцией императорских театров был вынужден уйти в отставку.
Под его руководством русский балетный театр выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Творческие находки хореографа получили развитие во 2-й пол. XIX в., в частности в балетах М.И. Петипа. Среди учеников – М.И. Данилова, А.И. Истомина, Е.А. Телешова, А.А. Лихутина, А.П. Глушковский, Н.О. Гольц.
Роды занятий