Гершов Соломон Моисеевич
(1906–1989)
Российский и советский художник.
Родился в Двинске в религиозной еврейской семье. В 1900 семья перехала в Витебск. В 1917 поступил в Витебскую школу рисования и живописи Ю. Пэна. С 1919 учился в Витебском народном художественном училище у М. Шагала. После ухода Шагала и реорганизации училища в Витебские свободные государственные художественные мастерские учился у К. Малевича.
Три г. учился в Школе при обществе поощрения художников (бывшее Императорское училище) у педагога А.Р. Эберлинга. С 1926 работал смотрителем в ленинградском Музее Революции, был привлечен к оформлению его филиала в Шлиссельбургской крепости. В том же году провел свою первую персональную выставку. С 1927 работал в мастерской П. Филонова, входил в общество его учеников и поклонников — «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Участвовал в росписи зрительного зала ленинградского Дома Печати, создавал необычные (в духе школы Филонова) пейзажи, портреты, композиции на библейские сюжеты. В 1928 был исключен из коллектива МАИ за критику Филонова и отход от канонов его школы.
Арестован в апреле 1932 в Ленинграде. Приговорен к 3 годам ссылки. По ходатайству художника И.И. Бродского освобожден в сентябре 1934. Вернулся в Ленинград, но затем решил перебраться в Москву. В том же году стал членом Московской организации Союза художников (МОСХ) СССР. В последующие годы выставлял свои работы на престижных коллективных выставках, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Центральном выставочном зале Москвы.
В 1941 добровольно ушел на фронт, однако вскоре был комиссован по состоянию здоровья. Вместе с группой московских художников эвакуировался в Новосибирск, некоторое время жил в Томске. Художественное творчество совмещал с работой в «Окнах ТАСС». В Новосибирске обратился к сценографии и театрально-декорационному искусству: оформил спектакли «Бар-Кохба» и «Заколдованный портной» по пьесе А. Шолом-Алейхема. С 1943 работал в военной газете «Звезда».
В январе1948 арестован вторично. Вновь все работы уничтожены. Приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Находился в Бутырской, Лефортовской, Горьковской тюрьмах и конструкторском бюро (шарашке) под Москвой, после чего конвоирован в Воркуту. Работал на шахтах, а также в качестве художника. Для столовой на 500 заключенных нарисовал картину «Гибель Помпеи», которая по размерам превосходит оригинал. Освобожден в 1956, тогда же реабилитирован.
После освобождения жил в Ленинграде. Творческий путь вынужден был начинать практически с «нуля». В 1960-е стал популярным не только в Ленинграде, но и за рубежом. В 1965 с успехом прошла его выставка в Лондоне, в 1972 — в США. Его картины приобретали музеи Лондона и Парижа, Иерусалима и Цюриха. При этом для крупных музеев СССР он оставался нежелательным гостем. Небольшие персональные выставки удавалось устаивать лишь в провинции (Тбилиси, Кутаиси, Витебск).
Российский и советский художник.
Родился в Двинске в религиозной еврейской семье. В 1900 семья перехала в Витебск. В 1917 поступил в Витебскую школу рисования и живописи Ю. Пэна. С 1919 учился в Витебском народном художественном училище у М. Шагала. После ухода Шагала и реорганизации училища в Витебские свободные государственные художественные мастерские учился у К. Малевича.
Три г. учился в Школе при обществе поощрения художников (бывшее Императорское училище) у педагога А.Р. Эберлинга. С 1926 работал смотрителем в ленинградском Музее Революции, был привлечен к оформлению его филиала в Шлиссельбургской крепости. В том же году провел свою первую персональную выставку. С 1927 работал в мастерской П. Филонова, входил в общество его учеников и поклонников — «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Участвовал в росписи зрительного зала ленинградского Дома Печати, создавал необычные (в духе школы Филонова) пейзажи, портреты, композиции на библейские сюжеты. В 1928 был исключен из коллектива МАИ за критику Филонова и отход от канонов его школы.
Арестован в апреле 1932 в Ленинграде. Приговорен к 3 годам ссылки. По ходатайству художника И.И. Бродского освобожден в сентябре 1934. Вернулся в Ленинград, но затем решил перебраться в Москву. В том же году стал членом Московской организации Союза художников (МОСХ) СССР. В последующие годы выставлял свои работы на престижных коллективных выставках, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и в Центральном выставочном зале Москвы.
В 1941 добровольно ушел на фронт, однако вскоре был комиссован по состоянию здоровья. Вместе с группой московских художников эвакуировался в Новосибирск, некоторое время жил в Томске. Художественное творчество совмещал с работой в «Окнах ТАСС». В Новосибирске обратился к сценографии и театрально-декорационному искусству: оформил спектакли «Бар-Кохба» и «Заколдованный портной» по пьесе А. Шолом-Алейхема. С 1943 работал в военной газете «Звезда».
В январе1948 арестован вторично. Вновь все работы уничтожены. Приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Находился в Бутырской, Лефортовской, Горьковской тюрьмах и конструкторском бюро (шарашке) под Москвой, после чего конвоирован в Воркуту. Работал на шахтах, а также в качестве художника. Для столовой на 500 заключенных нарисовал картину «Гибель Помпеи», которая по размерам превосходит оригинал. Освобожден в 1956, тогда же реабилитирован.
После освобождения жил в Ленинграде. Творческий путь вынужден был начинать практически с «нуля». В 1960-е стал популярным не только в Ленинграде, но и за рубежом. В 1965 с успехом прошла его выставка в Лондоне, в 1972 — в США. Его картины приобретали музеи Лондона и Парижа, Иерусалима и Цюриха. При этом для крупных музеев СССР он оставался нежелательным гостем. Небольшие персональные выставки удавалось устаивать лишь в провинции (Тбилиси, Кутаиси, Витебск).
Роды занятий