Эрдман Борис Робертович
(1899 – 1960)
Художник театра и кино.
Специального художественного образования не получил, два месяца занимался в студии живописи и рисунка И.И.Машкова. В 1917 г. вступил в труппу Камерного театра, в 1918 г. стал в театре художником.
Оформлял спектакли и в других театрах. Среди его первых постановок: «Павел I» Д.С.Мережковского в Смоленском театре (1918), «Каменный гость» А.С.Пушкина (1919) в московском театре им. А.К.Сафонова. Как художник работал в музыкальном театре и цирке. В 1922-1923 гг. выполнил сценические костюмы клоунов.Также сотрудничал с театральной группой «Синяя блуза». С актёрами Камерного театра, отколовшимися от труппы
А.Я. Таирова, принял участие в основании Опытно-героического театра, где оформил спектакли: «Копилка» Э.Лабиша, «Страшная месть» Н.В.Гоголя, «Жакерия» П.Мериме. Создал эскизы декораций и костюмов к балету «Фавн» К.Дебюсси (1922), оформлял концертные номера Московского камерного балета («Испанские танцы» И.Альбениса и Э.Гранадоса, «Эксцентрические танцы», 1923). Занимался интерьерами театра-кабаре «Кривой Джимми» с А.Г.Петрицким (1923).
В 1925 г. работал в Большом театре над постановкой балета «Иосиф Прекрасный» C.Н.Василенко, в оформлении которого использовал лаконичные конструктивные установки вместо традиционных декораций.В
Сотрудничал с кинематографом, как художник работал над созданием фильмов «Цемент» и «Проданный аппетит»на Одесской киностудии. Основные сценические работы художника в 1928-1935 гг. были осуществлены в Драматическом театре им. И.Я.Франко в Киеве и Театре революции в Харькове. В 1930-х гг. он начал постепенно обращаться к реализму, но по- прежнему искал новые решения, стараясь не повторяться.
Оформил в Государственном Новом театре «УриэляАкосту» Карла Г., в Московском мюзик-холле – «Под куполом цирка» (этот спектакль лег в основуфильма «Цирк» Г.В.Александрова).
В 1941 -1945 гг. в Большом театре выполнял декорации для постановок фронтовых театров. В эти же годы стал главным художником государственных цирков. В 1950 г. был назначен главным художником Московского драматического театра им. К.С.Станиславского.
Значительные коллекции эскизов Эрдмана хранятся в фондах ГЦТМ и музея Большого театра в Москве.
Художник театра и кино.
Специального художественного образования не получил, два месяца занимался в студии живописи и рисунка И.И.Машкова. В 1917 г. вступил в труппу Камерного театра, в 1918 г. стал в театре художником.
Оформлял спектакли и в других театрах. Среди его первых постановок: «Павел I» Д.С.Мережковского в Смоленском театре (1918), «Каменный гость» А.С.Пушкина (1919) в московском театре им. А.К.Сафонова. Как художник работал в музыкальном театре и цирке. В 1922-1923 гг. выполнил сценические костюмы клоунов.Также сотрудничал с театральной группой «Синяя блуза». С актёрами Камерного театра, отколовшимися от труппы
А.Я. Таирова, принял участие в основании Опытно-героического театра, где оформил спектакли: «Копилка» Э.Лабиша, «Страшная месть» Н.В.Гоголя, «Жакерия» П.Мериме. Создал эскизы декораций и костюмов к балету «Фавн» К.Дебюсси (1922), оформлял концертные номера Московского камерного балета («Испанские танцы» И.Альбениса и Э.Гранадоса, «Эксцентрические танцы», 1923). Занимался интерьерами театра-кабаре «Кривой Джимми» с А.Г.Петрицким (1923).
В 1925 г. работал в Большом театре над постановкой балета «Иосиф Прекрасный» C.Н.Василенко, в оформлении которого использовал лаконичные конструктивные установки вместо традиционных декораций.В
Сотрудничал с кинематографом, как художник работал над созданием фильмов «Цемент» и «Проданный аппетит»на Одесской киностудии. Основные сценические работы художника в 1928-1935 гг. были осуществлены в Драматическом театре им. И.Я.Франко в Киеве и Театре революции в Харькове. В 1930-х гг. он начал постепенно обращаться к реализму, но по- прежнему искал новые решения, стараясь не повторяться.
Оформил в Государственном Новом театре «УриэляАкосту» Карла Г., в Московском мюзик-холле – «Под куполом цирка» (этот спектакль лег в основуфильма «Цирк» Г.В.Александрова).
В 1941 -1945 гг. в Большом театре выполнял декорации для постановок фронтовых театров. В эти же годы стал главным художником государственных цирков. В 1950 г. был назначен главным художником Московского драматического театра им. К.С.Станиславского.
Значительные коллекции эскизов Эрдмана хранятся в фондах ГЦТМ и музея Большого театра в Москве.
Роды занятий