Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Эйзенштейн Сергей Михайлович
(1898 –1948)
Режиссёр театра и кино, теоретик искусства, художник, педагог.
В 1915 г. поступил в петроградский Институт гражданских инженеров. После революции 1917 г. увлёкся искусством, в частности театральной архитектурой. Во время Гражданской войны принимал участие в армейской самодеятельности, работал в агитпоездах, в труппе Первого рабочего театра Пролеткульта. В 1921 г. поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские (ГВЫРМ), которые возглавлялВ.Э.Мейерхольд, продолжал работать в Пролеткульте.
В ранний период деятельности испытал влияние стиля модерн, что отразилось в его юношеских рисунках (1912-1914).Впоследствии увлекся творчеством художни¬ков объединения «Мир искусства». В этом стиле писал эскизы декораций и костюмов для воображаемых театральных постановок (1917-1919). В зрелый период творчества обращался к опыту живописи В.А.Серо¬ва и М.А.Врубеля, использовал в своей кинематографической деятельности мотивы живописи
М.В.Нестерова и сценографии Н.К.Рериха. Значительную роль в формировании эстетических идей Эйзен¬штейна сыграл символизм (на примере ранних спектаклейВ.Э.Мейерхоль¬да «Балаганчик» А.А.Блока, «Стойкий принц» П.Кальдерона), философские идеиА.Шопенгауэра, Ф.Ницше и В.И.Иванова. Особенно важной для него стала сим¬волистская интерпретация идеи синтеза искусств.
В 1921 гг.на Центральной арене Пролеткульта в Москве был показанпервый спектакль Эйзенштейна «Мексиканец», над которым он работалкак режиссёр (совместно с B.C.Смышляевым) и художник (с Л.А.Никитиным). В оформлении ощущалось влияние сценического кубизма.В первых филь¬мах онтакже использовал опыт кубизма, полагая, что монтаж кадров как средство композиции фильма позво¬лят достичь провозглашённых кубизмом художественных целей.
В 1921-1922 гг. вучебных работахГВЫТМ при театре Мей¬ерхольда Эйзенштейн обратился к сценическому конструктивизму. Он перенес со сцены в зрительный зал декорационную конструкцию, упразднив тем самым границу рампы для вовлечения зрителей в дей¬ствие («Кот в сапогах» Л.Тика). В работе над спектаклем «Дом, где разбивают серд¬ца» Б.Шоу преобразил статичную конструкцию в «игровую ма¬шину» с лифтами, движущимися тротуарами, цирковыми приспособлениями, объявил её «универсаль¬ной супрематической установкой». В этом сказалось влияние идей
К.С. Малевича.
Одним из важнейших для Эйзенштейна стало экспресси¬онистское понятие выразительности, которое было переосмыслено им для театра. «Биомеханике» Мейерхольда он противопоста¬вил «бимеханику» –внешнее проявление внутренних проти¬воречий. В 1925 г.он формулировал принцип постановки фильма «Броненосец “Потёмкин”» как «бытовой экспрес¬сионизм».
В центре его концепции находилось зрительское восприятие. В 1923 г. он создал манифест «Монтаж аттракционов»,приуроченный к поста¬новке его первого самостоятельного спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островскогов Первом Рабочем театре Про¬леткульта. Пьеса была радикально переработана (со¬вместно с драматургом С.М.Третьяковым) в сатирическое «мюзик-холльно-цирковое обозрение» на современные темы.
В 1928 г. Эйзенштейн занимался теорией «интеллектуального кино».В 1930 г., работая в Голливуде над сценарием «Американской трагедии» (по роману Т.Драйзера), первым предложил исполь¬зовать структуру «внутреннего монолога» как композици¬онную основу кинодраматургии. Параллельно он проверял воздействие искусства на подсознательную сферу воспри¬ятия. Это привело его к опытам сюрреализма и проявило интерес к концепци¬ям школы З.Фрейда.