Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна
(1892 – 1967)
Театральный художник, живописец, иллюстратор, дизайнер, керамист.
Художественное образование началав петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художников (1908–1915) у Я.Ф. Ционглинского, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.А. Щуко. Была помощницей Рериха в работе над росписями церкви Святого Духа в имении кн. М.К. Тенишевой в Смоленской губернии. В 1910 г. в поездке по северным городам изучала старинное зодчество и крестьянское искусство. В 1913 г. посетила Грецию, Италию, Францию. В Париже продолжила обучение в Академии Рансонау М. Дени, Ф. Валлотона, П. Серюзье. Тогда же создала эскизы костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная» для «Русских сезонов» С.П. Дягилева. Испытала влияние творчества художников «Мира искусства», а также эстетики модерна, кубизма и супрематизма.
Во второй половине 1910-х гг. работала как театральный художник: делала эскизы костюмов и декораций к оперным и балетным спектаклям Театра А.К. Рейнеке (Петроград, 1916), Оперного театра С.И. Зимина (Москва, 1916), петроградского Народного дома (1920). Занималась станковой живописью, книжной и журнальной иллюстрацией.
В 1918–1923 гг. работала на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Была признана одним из лучших мастеров агитационного фарфора. В 1923 г. вышла замуж за художника И.Я. Билибина, путешествовала с мужем по Сирии, Палестине, Египту. В ее творчество стали проникать восточные мотивы, которые она включала в эскизы росписей фарфора для ГФЗ. Во время египетского турне балерины А.П. Павловой создала для неё эскиз костюма к «Умирающему лебедю» К.Сен-Санса.
В 1925–1936 гг. жила в Париже, проектировала одежду, занималась росписью тканей, книжной иллюстрацией. Сотрудничала с Севрским и Лиможским фарфоровыми заводами. Выполнила много рисунков и картин маслом. Вступила в члены Общества независимых художников, выставлялась в его салонах. Выполнила серию тарелок («Охота», «Натюр-морты»), деко¬ративных ваз («Охота на кабана», «Гуси и виноград», «Русские мотивы»). Вместе с И.Я. Билибиным оформила оперу Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Русская частная опера, Театр Елисейских полей, 1929).
В 1936 г. вернулась в СССР. Эскизы костюмов и декорации к «Сказке о царе Салтане» супруги повторили в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета в 1937 г. Продолжила работу для ЛФЗ. С конца 1940-х гг. в основном расписывала сервизы для массового тиражирования.
Работы художницы экспонировались на многочисленных выставках в СССР и за рубежом. За границей прошли две ее персональные выставки в Париже (Галерея Drouot,1926, 1929), а также совместная с И.Я. Билибиным выставка в Амстердаме (1929).
Произведения хранятся в ГРМ, ГЭ, ВМДПНИ, музее СПбФЗ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Музее керамики и «Усадьбе КусковоXVIII в.», в зарубежных государственных и частных собраниях.
Театральный художник, живописец, иллюстратор, дизайнер, керамист.
Художественное образование началав петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художников (1908–1915) у Я.Ф. Ционглинского, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.А. Щуко. Была помощницей Рериха в работе над росписями церкви Святого Духа в имении кн. М.К. Тенишевой в Смоленской губернии. В 1910 г. в поездке по северным городам изучала старинное зодчество и крестьянское искусство. В 1913 г. посетила Грецию, Италию, Францию. В Париже продолжила обучение в Академии Рансонау М. Дени, Ф. Валлотона, П. Серюзье. Тогда же создала эскизы костюмов к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная» для «Русских сезонов» С.П. Дягилева. Испытала влияние творчества художников «Мира искусства», а также эстетики модерна, кубизма и супрематизма.
Во второй половине 1910-х гг. работала как театральный художник: делала эскизы костюмов и декораций к оперным и балетным спектаклям Театра А.К. Рейнеке (Петроград, 1916), Оперного театра С.И. Зимина (Москва, 1916), петроградского Народного дома (1920). Занималась станковой живописью, книжной и журнальной иллюстрацией.
В 1918–1923 гг. работала на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Была признана одним из лучших мастеров агитационного фарфора. В 1923 г. вышла замуж за художника И.Я. Билибина, путешествовала с мужем по Сирии, Палестине, Египту. В ее творчество стали проникать восточные мотивы, которые она включала в эскизы росписей фарфора для ГФЗ. Во время египетского турне балерины А.П. Павловой создала для неё эскиз костюма к «Умирающему лебедю» К.Сен-Санса.
В 1925–1936 гг. жила в Париже, проектировала одежду, занималась росписью тканей, книжной иллюстрацией. Сотрудничала с Севрским и Лиможским фарфоровыми заводами. Выполнила много рисунков и картин маслом. Вступила в члены Общества независимых художников, выставлялась в его салонах. Выполнила серию тарелок («Охота», «Натюр-морты»), деко¬ративных ваз («Охота на кабана», «Гуси и виноград», «Русские мотивы»). Вместе с И.Я. Билибиным оформила оперу Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Русская частная опера, Театр Елисейских полей, 1929).
В 1936 г. вернулась в СССР. Эскизы костюмов и декорации к «Сказке о царе Салтане» супруги повторили в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета в 1937 г. Продолжила работу для ЛФЗ. С конца 1940-х гг. в основном расписывала сервизы для массового тиражирования.
Работы художницы экспонировались на многочисленных выставках в СССР и за рубежом. За границей прошли две ее персональные выставки в Париже (Галерея Drouot,1926, 1929), а также совместная с И.Я. Билибиным выставка в Амстердаме (1929).
Произведения хранятся в ГРМ, ГЭ, ВМДПНИ, музее СПбФЗ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Музее керамики и «Усадьбе КусковоXVIII в.», в зарубежных государственных и частных собраниях.