Шлепянов Илья Юльевич
(1900–1951)
Театральный режиссер и художник.
В 1919 г. в Киеве окончил живописную школу художника А.С. Монко. В 1914–1917 гг. занимался у педагогов, учеников В.Э. Мейерхольда А.М. и А.В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. В 1922–1925 гг. учился у Мейерхольда в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ). Во время учебы оформил в Театре имени Мейерхольда три спектакля — «Д.E» Е.М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А.М. Файко и «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925). Под руководством Мастера разработал новаторские приемы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца.
В 1926–1928 гг. был главным художником Бакинского рабочего театра, где оформил более 20-ти спектаклей: «Рычи, Китай» С.М. Третьякова, «Зойкина квартира» М.А. Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и др.
В 1928–1937 гг. работал главным художником и режиссером московского Театра Революции. Оформил спектакли: «Гопля, мы живем!» Э. Толлера (1928); спектакли по пьесам Н.Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932). Осуществил вместе с А.Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М.И. Бабановой и М.Ф. Астанговым.
Со второй половины 1930-х гг. занимался преимущественно режиссурой. В 1938–1939 гг. работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил оперу Д.Б. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939–1940 гг. был художественным руководителем Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940–1942 гг. в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942–1944 гг. — Театром Сатиры.
С 1944 по 1951 гг. был главным режиссером и художественным руководителем Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Поставил с дирижером Б.Э. Хайкиным 9 спектаклей: «Травиата» (1944), «Князь Игорь» (1948), «Борис Годунов» (1949) и др. В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У.Шекспира и «Бесприданницу» А.Н. Островского. Метод построения его спектаклей называли живописным. Работы хранятся в ГЦТМ, других театральных музеях России.
Театральный режиссер и художник.
В 1919 г. в Киеве окончил живописную школу художника А.С. Монко. В 1914–1917 гг. занимался у педагогов, учеников В.Э. Мейерхольда А.М. и А.В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. В 1922–1925 гг. учился у Мейерхольда в Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ). Во время учебы оформил в Театре имени Мейерхольда три спектакля — «Д.E» Е.М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А.М. Файко и «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925). Под руководством Мастера разработал новаторские приемы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца.
В 1926–1928 гг. был главным художником Бакинского рабочего театра, где оформил более 20-ти спектаклей: «Рычи, Китай» С.М. Третьякова, «Зойкина квартира» М.А. Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и др.
В 1928–1937 гг. работал главным художником и режиссером московского Театра Революции. Оформил спектакли: «Гопля, мы живем!» Э. Толлера (1928); спектакли по пьесам Н.Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932). Осуществил вместе с А.Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М.И. Бабановой и М.Ф. Астанговым.
Со второй половины 1930-х гг. занимался преимущественно режиссурой. В 1938–1939 гг. работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил оперу Д.Б. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939–1940 гг. был художественным руководителем Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940–1942 гг. в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942–1944 гг. — Театром Сатиры.
С 1944 по 1951 гг. был главным режиссером и художественным руководителем Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Поставил с дирижером Б.Э. Хайкиным 9 спектаклей: «Травиата» (1944), «Князь Игорь» (1948), «Борис Годунов» (1949) и др. В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У.Шекспира и «Бесприданницу» А.Н. Островского. Метод построения его спектаклей называли живописным. Работы хранятся в ГЦТМ, других театральных музеях России.