Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Школьник Иосиф Соломонович
(1883–1926)
Театральный художник, живописец, плакатист.
В 1898–1903 гг. учился в Одесском Художественном училище на живописном отделении. В 1903–1905 гг. изучал историю искусств у А.А.Павловского, профессора Новороссийского университета (Одесса).
В 1910 г. стал одним из основателей художественного объединения «Союз молодёжи». В этом же году объединение командировало его в страны северной Ев¬ропы, где Школьник изучал направления современного искусства. В 1911 г. оформлял «Хоромные действа», которые устраивал «Союз молодежи» (1911). Принимал участие во всех выставках объединения (1910–1914).
После 1910 г. живописное творчество художника эволюционировало в сторону примитивистской декоративности. Он использовал художественный язык, близкий народному творчеству, декларативно вводил в свои картины приметы народной культуры – игрушки, подносы. В пейзажах запечатлевал патриархальные южные города. Его цикл «Провинция», показанный на пятой выставке «Союза молодежи» (1913–1914), стал событием в художественной жизни России. Участвовал также в Выставке картин левых течений (1915), «Первой государственной свободной выставке произведений искусства» (1919).
B 1913 г. Школьник в соавторстве с П.Н. Филоновым оформил спектакль «Владимир Маяковский» в «Театре общества Союз молодежи» («Первого в мире футуристов театра»), совместно с К.С. Малевичем – футуристическую оперу «Победа над Солнцем» В. Хлебникова и А.Е. Крученых в театре «Луна-парк».
В 1914–1918 гг. работал декоратором в Троицком театре миниатюр. Оформил балеты «Снежинка», «Умирающий лебедь» и «Jeunesse» (1915); водевили «Турецкие бани», «Лейтенант фон Пляшке» (1914), «Чашка чаю» (1915); спектакли «Сказка о Царе Горохе», «Фея кукол»; «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана, «Комедия ошибок» У. Шекспира (1917); оперу «Сын Мандарина» Ц.А. Кюи и др.
В 1918 г. возглавил плакатную мастерскую. Вошел в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности Отдела ИЗО Наркомпроса. В 1919 г. был избран профессором-руководителем декорационного класса Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ). В 1919–1925 гг. оформлял революционные праздники, в 1922 г. исполнил эскизы росписи тарелок для Государственного фарфорового завода. Участвовал в выставках: «Театрально-декорационное искусство Москвы» (1923); Первой русской художественной выставки (1922–1923, Берлин, Амстердам).
Эскизы декораций хранятся в СПбГМТиМИ, Калужском областном художественном музее, ГЦТМ, частных собраниях.