Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Шишков Матвей Андреевич
(1832–1897)
Театральный художник, педагог.
Учился в Строгановском училище и параллельно у декоратора московских императорских театров Ф.X. Шеньяна. В 1849 г. стал его помощником.
В 1852 г. переехал в Петербург, где работал под началом декоратора А.А. Роллера. В 1857 г. получил должность декоратора при Дирекции петербургских императорских театров. В 1869 г. был признан Академиком декорационной живописи Академии Художеств.
Руководил работой молодых декораторов в театре. В 1878 г. организовал в АХ класс театрально-декорационной живописи, в котором учились многие известные в будущем художники-декораторы. В 1884 г. получил звание профессора Академии.
В своем художественно-театральном творчестве Шишков развивал историко-бытовое направление в декорационном искусстве, отказавшись от господствующей условно-романтической манеры. Для работы изучал памятники архитектуры и труды историков. Художник считался признанным мастером архитектурно-перспективной декорации, которой придавал историческую и бытовую достоверность и национальный колорит. Шишков испытал влияние живописи передвижников, а потому стремился создавать декорации, правдиво изображающие крестьянский быт.
В Мариинском театре он некоторое время оставался в тени, исполняя декорации по эскизам А.Л. Роллера и А. Бредова, принимал участие в поактном оформлении спектаклей, поставленных преимущественно М.И. Петипа. К наибольшим его удачам относится «Эспланада Версальского дворца» для 3-го действия и апофеоза первой постановки «Спящей красавицы» в Мариинском театре (1890).
Шишков работал и на драматической сцене. В 1866 г. в Александринском театре создал декорации к спектаклю по пьесе А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Оформил также спектакли «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1870), «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (1895) .
Многие эскизы декораций Шишкова были использованы посмертно в оперных спектаклях начала ХХ в.
Работы хранятся в ГЦТМ, других театральных музеях России.