Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Шестаков Виктор Алексеевич
(1898–1957)
Театральный художник, педагог
Дебютировал как театральный художник в г. Орел в театре комедии летом 1917 г. После переезда в Москву и поступления на юридический факультет Московского университета (1918) одновременно занимался в Свободных художественных мастерских. В 1921–1924 гг. учился во Вхутемасе. В 1923 г. был избран председателем группы конструктивистов, входил в организацию «Левый фронт» (ЛЕФ). В 1922 г. по приглашению Вс.Э. Мейерхольда поступил на работу художником в ТеатрРеволюции, где проработал главным художником до 1927 г. Оформил спектакли: «Человек-масса» Э. Толлера, 1922; «Доходное место» А. Островского, 1923; «Озеро Люль» А. Файко, 1923; «Спартак» В. Волькенштейна, 1923; «Эхо» В. Билль-Белоцерковского, 1924; «Воздушный пирог» Ромашова, 1925 и др. Продолжил сотрудничество с Мейерхольдом в Государственном театре имени Вс.Э. Мейерхольда вплоть до 1935 г., в частности, в поставках «Окно в деревню» Д. Акульшина (1929), «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина и др.
В 1920-е гг. — начале 1930-х гг. оформлял театральные спектакли в стиле конструктивизма;представлял конструктивистское направление в театре. Вспоминая совместную работу с Мейерхольдом, Шестаков писал: «Этот период научил меня решать спектакли в объёмно-пространственной форме, учитывая объем сцены, трехмерную фигуру актера, научил чувствовать динамику действия, владеть ритмом и пространственной композицией». В этот период при оформлении спектаклей художник вместо холста и красок применял дерево и металл, вместо сценических костюмов и бутафории использовал прозодежду и реквизит, составленный из подлинных вещей.
В конце 1930-х гг. Шестаков сотрудничал с различнымимосковскими театрами, в частности с МХАТ 2-м. К этому времени стиль его работ обрел монументальную простоту. Сложные конструкции уступили место пейзажным элементам. Основываясь на живописно-объёмном принципе оформления, он создал декорации к спектаклям: «Хорошая жизнь» С. Ама-глобели (1934, МХАТ 2-й), «Начало жизни» Л. Первомайского (1936, МХАТ 2-й), «Васса Железнова» (1936, Театр им. МОСПС). Работая главным художником Московского театра имени Ленинского комсомола,он поставил спектакли:«Семья» И. Попова (1949), «Полковник Фостер признает себя виновным» Р. Вайяна (1952), «Мужество» по роману В. Кетлинской (1955) и др. В его оформлении в театре им. Вл. Маяковского шел «Круг» С. Моэма, в Студии киноактера — «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина и «Мандат» Н. Эрдмана.
С 1922 г. экспонент различных выставок, в том числе международных. Награждён золотыми медалями международных выставок (Париж, 1925; Нью-Йорк, 1926).
С 1924 г. занимался педагогической работой (руководил студией юниоров в Театре Революции). В дальнейшем преподавал на режиссёрском факультете в ГИТИСе (1930-е гг.), руководил театрально-декорационным отделением Училища памяти 1905 г. (1940-е гг. — 1950-е гг.). В начале Великой Отечественной войны организовал мастерскую из числа студентов МГХИ им. В.И. Сурикова и педагогов. Мастерская выпускала плакаты, листовки, карикатуры, агитационные лозунги. Преподавал в училище до последних дней жизни.
Произведения представлены в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и др. музеях и частных коллекциях.