Шагал Марк Захарович
(1887–1985)
Живописец, график, театральный художник.
Художественное образование начал в Витебске в Школе рисования и живописи Ю.М. Пэна. В 1907 г. был зачислен сразу на третий курс Рисовальной школы ОПХ в Петербурге, которой руководил Н.К. Рерих. В 1908 г. учился в студии Е.Н. Званцевой, где преподавали Л.С. Бакст и М.В. Добужинский. В 1911 г. продолжил образование в Париже, одновременно выставляя свои работы в Салоне Независимых (1912–1914). Интуитивная красочность его полотен противостояла монохромности париж¬ского кубизма. Особенностью творческого почерка художника в этот период было то, что самые простые предметы или ситуации впускали в себя мистику, загадку. На выставке Салона Независимых в 1914 г. Шагал впервые продемонстрировал три ставших знаменитыми полотна — «Скрипач», «Материнство» и «Автопортрет с семью пальцами» (1912–1913). Его работы экспонировались также в Берлине (1913–1914).
В 1914 г. художник вернулся в Витебск, где создал серию военных рисунков, писал бытовые сцены, портреты родных. В Москве на «Выставке живописи 1915 год» было представлено 25 работ.
После революции 1917 г. был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В 1919 г. им было открыто Витебское художественное училище. В 1920 г. Шагал перебрался в Москву, работал в Московском Еврейском камерном театре под руководством А. Грановского. Создал ряд настенных картин для интерьеров театра, готовил эскизы костюмов и декораций. В 1921 г. театр открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1922 г. художник уехал сначала в Литву, а затем в Германию. В 1923 г. переехал в Париж. В 1931 г. Шагал совершил поездку в Палестину, по возвращении создал цикл композиций на библейские темы. В 1941 г. по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке переселился в США. Для Нью-Йоркского балетного театра создал декорации и костюмы к спектаклям «Алеко» П.И. Чайковского (1942) и «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1945). В 1948 г. Шагал навсегда вернулся во Францию. С 1960-х гг. занялся монументальными видами искусства — мозаикой, витражами, шпалерами, увлекся скульптурой и керамикой. Создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. В 1964 г. расписал плафон парижской Гранд Опера, создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а для здания Национального банка в Чикаго — мозаику «Четыре времени года» (1972). В 1973 г. по приглашению Министерства культуры СССР посетил Ленинград и Москву, где в Третьяковской галерее проходила выставка, посвященная его творчеству.
Часть работ художника находятся в ГТГ, СПбГМТиМИ; большинство — в крупных музейных коллекциях мира и частных собраниях.
Живописец, график, театральный художник.
Художественное образование начал в Витебске в Школе рисования и живописи Ю.М. Пэна. В 1907 г. был зачислен сразу на третий курс Рисовальной школы ОПХ в Петербурге, которой руководил Н.К. Рерих. В 1908 г. учился в студии Е.Н. Званцевой, где преподавали Л.С. Бакст и М.В. Добужинский. В 1911 г. продолжил образование в Париже, одновременно выставляя свои работы в Салоне Независимых (1912–1914). Интуитивная красочность его полотен противостояла монохромности париж¬ского кубизма. Особенностью творческого почерка художника в этот период было то, что самые простые предметы или ситуации впускали в себя мистику, загадку. На выставке Салона Независимых в 1914 г. Шагал впервые продемонстрировал три ставших знаменитыми полотна — «Скрипач», «Материнство» и «Автопортрет с семью пальцами» (1912–1913). Его работы экспонировались также в Берлине (1913–1914).
В 1914 г. художник вернулся в Витебск, где создал серию военных рисунков, писал бытовые сцены, портреты родных. В Москве на «Выставке живописи 1915 год» было представлено 25 работ.
После революции 1917 г. был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В 1919 г. им было открыто Витебское художественное училище. В 1920 г. Шагал перебрался в Москву, работал в Московском Еврейском камерном театре под руководством А. Грановского. Создал ряд настенных картин для интерьеров театра, готовил эскизы костюмов и декораций. В 1921 г. театр открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1922 г. художник уехал сначала в Литву, а затем в Германию. В 1923 г. переехал в Париж. В 1931 г. Шагал совершил поездку в Палестину, по возвращении создал цикл композиций на библейские темы. В 1941 г. по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке переселился в США. Для Нью-Йоркского балетного театра создал декорации и костюмы к спектаклям «Алеко» П.И. Чайковского (1942) и «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1945). В 1948 г. Шагал навсегда вернулся во Францию. С 1960-х гг. занялся монументальными видами искусства — мозаикой, витражами, шпалерами, увлекся скульптурой и керамикой. Создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. В 1964 г. расписал плафон парижской Гранд Опера, создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а для здания Национального банка в Чикаго — мозаику «Четыре времени года» (1972). В 1973 г. по приглашению Министерства культуры СССР посетил Ленинград и Москву, где в Третьяковской галерее проходила выставка, посвященная его творчеству.
Часть работ художника находятся в ГТГ, СПбГМТиМИ; большинство — в крупных музейных коллекциях мира и частных собраниях.