Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Чехонин Сергей Васильевич
(1878 – 1936)
Художник-керамист, график, иллюстратор, театральный художник, дизайнер, реставратор.
В 1896-1897 гг. учился рисунку и живописи в Москве: в Рисовальной школе ОПХ, в 1897-1900 гг. – в художественной студии кн. М.К.Тенишевой под руководством И.Е.Репина, в «Свободной мастерской». Помимо рисунка и живописи, изучал искусство керамики. Как художник-керамист принял участие в изготовлении майоликовых панно для фа¬садов гостиницы «Метрополь», церкви Михаила Архангела лейб-гвардии Московского полка (1907) и собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведённого в память 300-летия Дома Романовых (1914).
В 1910-е гг. занимался книжной и журнальной графикой. В работе использовал линейно-силуэтную технику европейского модерна, мотивы классицизма и ритмы народного орнамента. Вступил в члены возрождённого объединения «Мир искусства».
Занимался росписью по фарфору, освоил финифть и другие декоративные ремёсла. В 1913-1917 гг. служил в Министерстве земледелия в качестве консуль¬танта по кустарным художественным промыслам.
В 1918-1927 гг. был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде. Его творческая манера заметно изменилась, стала более динамичной. Художник умел выразительно передать романтический пафос первых послереволюционных лет. Впоследствии этот стиль получил название «советский ампир» или име¬новался просто «чехонинским».

В 1920-е гг. художник испытал влияние авангардного ис¬кусства, представленного в творчестве Д.П.Штеренберга, Н.И.Альтмана, В.В. Маяковского и др. Однако находки авангард¬ных художников он рассматривал как повод для нового декоративного освоения плоскости бу¬мажного листа или поверхности фарфора. Тем не менее, сумел опередить некоторые искания авангарда. В 1923 г. первым ввёл в обиход конструктивистский «сплошной» шрифт, буквы которого были составлены из геометрических фигур. Чехонин положил начало «агитационному фарфору», украшая ке-рамическую посуду пролетарскими лозунгами и совет¬ской государственной символикой. Отдельные работы самого Чехонина выполнены в футуристическом плане (тарелки «Красная лента», «Кубистическая с мо¬лотом», 1918). В 1926 г. он изобрёл ме¬ханический способ печати на фарфоре. Участвовал в создании гер¬ба и флага РСФСР, денежных знаков, почтовых марок. Работал над обложками и иллюстрациями книг. Выработал совершенно новое начерта¬ние – динамичное, с контрастным рисунком и живым ритмом.
В 1928 г. поехал во Францию для участия в выставке совре¬менного русского фарфора, но в СССР не вернулся. В Париже оформлял спек¬такли для театра-кабаре Н.Ф.Балиева «Летучая мышь» и Русско¬го балета В.Н.Немчиновой. Декорации и костюмы, выполненные по его эскизам, отличались игровым «декоративно-супрематическим сти¬лем». Занимался дизайном мебели и ювелирных украшений, иллюстрировал рекламные страницы жур¬нала «Vogue», реставрировал старую живопись и фарфор. В начале 1930-х гг. изобрёл оригинальный способ многоцветной печати по ткани с одного цилиндра.
При жизни художника в Париже состоялись две его пер¬сональные выставки: «Произведения Сергея Чехонина» (1928) и «Портреты и миниатюры a la Renaissance» (1929). В 1995 г. в ГРМ была организована экспозиция произведений Чехонина из российских собраний – первая и единствен¬ная персональная выставка художника на родине.
Работы Чехонина хранятся в ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, ГМИН, ВМДПНИ, Музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII в.», Музее совре¬менной истории России, музее ЛФЗ, МСИ, в коллекциях Р.Герра (Париж) и Н.Д.Лобанова-Ростовского (Лондон), Лувре и других зарубежных и отечественных собраниях.