Челищев Павел Фёдорович
(1898 –1957)
Театральный художник, живописец.
С 1907 г. учился в детской художественной школе. В 1917 г. показал свои живописные работы К.А.Коровину, после чего был приглашен на должность художника-исполнителя в Большом театре в Москве.
В 1918 г. переехал в Киев, посещал студию А.А.Экстер. Занимался агитационной работой. Вместе с С.И.Юткевичем они выполнили панно «Бой артиллерийский» и «Бой красных с белыми». В 1919 г. в качестве картографа вступил в армию генерала А.И.Деникина.
В 1920 г. с частями белой армии перебрался в Константинополь, где оформил интерьеры помещений и спектакли для театров-кабаре В.П.Зимина и Б.А.Князева. В 1921 г. жил в Софии. По предложению П.П.Сувчинского создал обложку первого сборника евразийцев «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». В 1921 переехал в Берлин, где продолжал работать как театральный художник. Оформлял спектакли в «Синей птице» Я.Южного, «Русском романтическом театре» Б.Г.Романова, Штаатсопере («Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова и «Савонарола» Ж. А. де Гобино).
По совету И.Ф.Стравинского перебрался в Париж. В середине 1920- гг. Челищев вместе с художниками Е.Г. и Л.Г.Берманами, Л.В.Заком и К.Бераром образовали группу «неоромантиков». В 1928-1929 гг. состоялись персональные выставки Челищева в Париже и Лондоне. В 1928 г. художник оформил для антрепризы С.П.Дягилева балет «Ода» Н.Д.Набокова. В этой постановке использовались кинопроекции и световые эффекты. Работал также с Дж.Баланчиным (с 1933).
В 1934 г. Челищев уехал в США. В 1930-е гг. испытал влияние сюрреализмам. Из его сюрреалистических работ наибольшую известность получили «Прятки» и «Феномены» (1939). В серии картин «Рентгенограммы» (1940-е) можно обнаружить параллели с живописью П.Н.Филонова. Челищев известен и как портретист (портрет Дж.Джойса, 1937). После Второй мировой войны вернулся в Европу и с 1950 г. жил в Италии.
Работы Челищева находятся в Музее Метрополитен и Музее Уитни (Нью-Йорк), в музеях Гарвардского университета в Кембридже, Нью-Хэвене, Санта-Барбаре, в России – в ГТГ, СПбГМТиМИ и ряде частных коллекций.
Театральный художник, живописец.
С 1907 г. учился в детской художественной школе. В 1917 г. показал свои живописные работы К.А.Коровину, после чего был приглашен на должность художника-исполнителя в Большом театре в Москве.
В 1918 г. переехал в Киев, посещал студию А.А.Экстер. Занимался агитационной работой. Вместе с С.И.Юткевичем они выполнили панно «Бой артиллерийский» и «Бой красных с белыми». В 1919 г. в качестве картографа вступил в армию генерала А.И.Деникина.
В 1920 г. с частями белой армии перебрался в Константинополь, где оформил интерьеры помещений и спектакли для театров-кабаре В.П.Зимина и Б.А.Князева. В 1921 г. жил в Софии. По предложению П.П.Сувчинского создал обложку первого сборника евразийцев «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». В 1921 переехал в Берлин, где продолжал работать как театральный художник. Оформлял спектакли в «Синей птице» Я.Южного, «Русском романтическом театре» Б.Г.Романова, Штаатсопере («Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова и «Савонарола» Ж. А. де Гобино).
По совету И.Ф.Стравинского перебрался в Париж. В середине 1920- гг. Челищев вместе с художниками Е.Г. и Л.Г.Берманами, Л.В.Заком и К.Бераром образовали группу «неоромантиков». В 1928-1929 гг. состоялись персональные выставки Челищева в Париже и Лондоне. В 1928 г. художник оформил для антрепризы С.П.Дягилева балет «Ода» Н.Д.Набокова. В этой постановке использовались кинопроекции и световые эффекты. Работал также с Дж.Баланчиным (с 1933).
В 1934 г. Челищев уехал в США. В 1930-е гг. испытал влияние сюрреализмам. Из его сюрреалистических работ наибольшую известность получили «Прятки» и «Феномены» (1939). В серии картин «Рентгенограммы» (1940-е) можно обнаружить параллели с живописью П.Н.Филонова. Челищев известен и как портретист (портрет Дж.Джойса, 1937). После Второй мировой войны вернулся в Европу и с 1950 г. жил в Италии.
Работы Челищева находятся в Музее Метрополитен и Музее Уитни (Нью-Йорк), в музеях Гарвардского университета в Кембридже, Нью-Хэвене, Санта-Барбаре, в России – в ГТГ, СПбГМТиМИ и ряде частных коллекций.