Хвостенко-Хвостов Александр Вениаминович
(1895 – 1968)
Театральный художник, плакатист, иллюстратор, педагог.
В 1907 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где одним из его учителей был К.А.Коровин. В ученические годы оформил спектакль «Дядя Ваня» А.П.Чехова в Летнем театре г.Мещовска под Калугой (1915). В 1915-1916 гг. сотрудничал с сатирическим журналом «Будильник». После окончания училища уехал на Украину. Осенью 1917 г. в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск) оформил оперетту «Летучая мышь» И.Штрауса, работал декоратором в Театре Я.Южного.
В 1918-1919 гг. продолжил обучение в киевской студии А.А.Экстер в Киеве. В 1919 г. служил художником театра Красной армии в Киеве. Работал для УкрРОСТА (1919-1920): создавал плакаты, расписывал агитпоезда. Наиболее значительной его работой этого периода стало оформление постановки «Мистерия-буфф» В.В.Маяковского в Харьковском героическом театре (1921).
В 1925 г. был назначен главным художником Украинской государственной оперы (позже Харьковский театр оперы и балета), где создал эскизы декораций и костюмов к операм «Фауст» Ш.Гуно (1924), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (1926), «Наталка Полтавка» Н.В.Лысенко (1934); балетам «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (1925), «Светлана» Д.Л.Клебанова (1941) и др. В 1927 г. был приглашен в Большой театр в Москве, где оформил оперу «Пиковая дама» Чайковского.
В конце 1920-х – 1930-е гг. сотрудничал с Киевской государственной академической украинской оперой. Ему принадлежит оформление опер «Джонни наигрывает» Э.Кшенека (1929), «Золотой обруч» Б.Н.Лятошинского (1930), «Запорожец за Дунаем» С.С.Гулака-Артемовского (1935) и др. За сценографию к «Запорожцу за Дунаем» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
В годы Великой Отечественной войны создавал агитационные плакаты; был главным консультантом по маскировке объектов Харьковского военного округа.
В 1946-1952 гг. работал главным художником Академического театра оперы и балета УССР им. Т.Г.Шевченко в Киеве.
В разные годы преподавал в Харьковском художественном институте. Неоднократно принимал участие в различных выставках.
В последний период жизни занимался книжной иллюстрацией, а также выполнил ряд живописных станковых работ.
Работы художника хранятся в HXMY, ГМТМКУ (Киев), Харьковском художественном музее, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, музее Большого театра и частных коллекциях в Москве, Киеве, Лондоне.
Театральный художник, плакатист, иллюстратор, педагог.
В 1907 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где одним из его учителей был К.А.Коровин. В ученические годы оформил спектакль «Дядя Ваня» А.П.Чехова в Летнем театре г.Мещовска под Калугой (1915). В 1915-1916 гг. сотрудничал с сатирическим журналом «Будильник». После окончания училища уехал на Украину. Осенью 1917 г. в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск) оформил оперетту «Летучая мышь» И.Штрауса, работал декоратором в Театре Я.Южного.
В 1918-1919 гг. продолжил обучение в киевской студии А.А.Экстер в Киеве. В 1919 г. служил художником театра Красной армии в Киеве. Работал для УкрРОСТА (1919-1920): создавал плакаты, расписывал агитпоезда. Наиболее значительной его работой этого периода стало оформление постановки «Мистерия-буфф» В.В.Маяковского в Харьковском героическом театре (1921).
В 1925 г. был назначен главным художником Украинской государственной оперы (позже Харьковский театр оперы и балета), где создал эскизы декораций и костюмов к операм «Фауст» Ш.Гуно (1924), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (1926), «Наталка Полтавка» Н.В.Лысенко (1934); балетам «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (1925), «Светлана» Д.Л.Клебанова (1941) и др. В 1927 г. был приглашен в Большой театр в Москве, где оформил оперу «Пиковая дама» Чайковского.
В конце 1920-х – 1930-е гг. сотрудничал с Киевской государственной академической украинской оперой. Ему принадлежит оформление опер «Джонни наигрывает» Э.Кшенека (1929), «Золотой обруч» Б.Н.Лятошинского (1930), «Запорожец за Дунаем» С.С.Гулака-Артемовского (1935) и др. За сценографию к «Запорожцу за Дунаем» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
В годы Великой Отечественной войны создавал агитационные плакаты; был главным консультантом по маскировке объектов Харьковского военного округа.
В 1946-1952 гг. работал главным художником Академического театра оперы и балета УССР им. Т.Г.Шевченко в Киеве.
В разные годы преподавал в Харьковском художественном институте. Неоднократно принимал участие в различных выставках.
В последний период жизни занимался книжной иллюстрацией, а также выполнил ряд живописных станковых работ.
Работы художника хранятся в HXMY, ГМТМКУ (Киев), Харьковском художественном музее, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, музее Большого театра и частных коллекциях в Москве, Киеве, Лондоне.