Фердинандов Борис Алексеевич
(1889 – 1959)
Актёр, режиссёр, театральный художник, живописец, поэт, переводчик.
В 1907-1911 гг. посещал драматические курсы А.И.Адашева и С.В.Халютиной, где преподавали И.М.Москвин, К.А.Марджанов, В.Л.Мчеделов, Е.Б.Вахтангов. Специального художественного образования не получил.
В 1911 г. был принят в трупу МХТ, но призван на воинскую службу. В 1913 г. в Петербурге работал актёром в «Нашем театре» и декоратором в Театре музыкальной драмы. В 1914 г. вернулся в Москву, где вступил в труппу Камерного театра, где работал не только актёром, но и художником (в частности, над спектаклем «Адриенна Лекуврер» Э.Скриба и Э.Легуве, 1919).
В 1921 г. открыл собственный театр, получивший название Опытно-героического, возглавил его вместе с поэтом и драматургом В.Г.Шершеневичем. В 1922 г. театр на правах вольной мастерской вошёл в состав ГИТИСа. Здесь он ставил «Грозу» А.Н Островского, «Женитьбу» Н.В.Гоголя, «Революционную мистерию» Н.Р.Эрдмана; ряд спектаклей оформлял сам. Макеты декораций для спектакля «Эдип-царь» были награждены серебряной медалью на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) и демонстрировались в Нью-Йорке. В 1923 г театр перестал существовать.
В 1923-1924 гг. вернулся в Камерный театр, где играл роли в спектаклях «Человек, который был Четвергом», «Святая Иоанна» и «Гроза». В конце 1920-х гг. Фердинандов обращается к кинематографу. Снимается в роли Хозе Реаля в фильме «Привидение, которое не возвращается» А.М.Роома (1929), играет старца Иону в «Иуде» Е.А.Иванова-Баркова (1930) и др.
Одновременно он занимался портретной и пейзажной живописью (серии пейзажей «Московская область», 1924; «Кавказ», 1929, «Средняя Азия» 1933), а также литературными переводами с разных языков; писал стихи и воспоминания.
Персональная выставка состоялась в 1960 г. уже после смерти художника.
Основной архив Фердинандова, включая собранные им материалы к научным работам, статьи, письма и дневники, фотографии, записные книжки и заметки о деятельности, а также графический материал, хранится в РГАЛИ. Эскизы костюмов и декораций находятся в фондах ГЦТМ.
Актёр, режиссёр, театральный художник, живописец, поэт, переводчик.
В 1907-1911 гг. посещал драматические курсы А.И.Адашева и С.В.Халютиной, где преподавали И.М.Москвин, К.А.Марджанов, В.Л.Мчеделов, Е.Б.Вахтангов. Специального художественного образования не получил.
В 1911 г. был принят в трупу МХТ, но призван на воинскую службу. В 1913 г. в Петербурге работал актёром в «Нашем театре» и декоратором в Театре музыкальной драмы. В 1914 г. вернулся в Москву, где вступил в труппу Камерного театра, где работал не только актёром, но и художником (в частности, над спектаклем «Адриенна Лекуврер» Э.Скриба и Э.Легуве, 1919).
В 1921 г. открыл собственный театр, получивший название Опытно-героического, возглавил его вместе с поэтом и драматургом В.Г.Шершеневичем. В 1922 г. театр на правах вольной мастерской вошёл в состав ГИТИСа. Здесь он ставил «Грозу» А.Н Островского, «Женитьбу» Н.В.Гоголя, «Революционную мистерию» Н.Р.Эрдмана; ряд спектаклей оформлял сам. Макеты декораций для спектакля «Эдип-царь» были награждены серебряной медалью на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925) и демонстрировались в Нью-Йорке. В 1923 г театр перестал существовать.
В 1923-1924 гг. вернулся в Камерный театр, где играл роли в спектаклях «Человек, который был Четвергом», «Святая Иоанна» и «Гроза». В конце 1920-х гг. Фердинандов обращается к кинематографу. Снимается в роли Хозе Реаля в фильме «Привидение, которое не возвращается» А.М.Роома (1929), играет старца Иону в «Иуде» Е.А.Иванова-Баркова (1930) и др.
Одновременно он занимался портретной и пейзажной живописью (серии пейзажей «Московская область», 1924; «Кавказ», 1929, «Средняя Азия» 1933), а также литературными переводами с разных языков; писал стихи и воспоминания.
Персональная выставка состоялась в 1960 г. уже после смерти художника.
Основной архив Фердинандова, включая собранные им материалы к научным работам, статьи, письма и дневники, фотографии, записные книжки и заметки о деятельности, а также графический материал, хранится в РГАЛИ. Эскизы костюмов и декораций находятся в фондах ГЦТМ.