Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Фальк Роберт Рафаилович
(1886 – 1958)
Живописец, театральный художник, портретист.
В 1904 г. брал уроки в школе рисования и живописи К.Ф.Юона, затем в частной Студии живописи и рисунка И.И.Машкова. В 1905 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди его наставников были А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, Л.ОПастернак, впоследствии – В.А.Серов и К.А.Коровин. В МУЖВЗ Фальк познакомился с И.И.Машковым, А.В.Лентуловым, А.В.Куприным, В.В.Рождественским. В 1910 г. они составили ядро художественно-авангардного объединения «Бубновый валет».
В ранний период творчества художник испытал влияние импрессионизма, фовизма, кубизма, в особой степени постимпрессионизма «сезанновского» типа. Однако к абстракционизму Фальк относился критически. Его произведения отличались гармоничной завер¬шённостью образно-пластических решений.
Ранние работы художника были отмечены яркими, контрастными сочетаниями цветов. Со временем выраженная контраст¬ность сменилась сдержанной коричне¬вато-зелёно-фиолетовой гаммой, с добавлением красных оттенков. К началу 1920-х гг. именно красный цвет стал «фирмен-ным» знаком его работ.
После революции 1917 г. Фальк участвовал в перестрой¬ке художественной деятельности на новых социальных основах. После прекращения деятельности «Бубнового ва¬лета» (1917), он вступил в объединение «Мир искусства», позднее в АХРР и ОМХ (1926-1928).
В 1918-1928 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В 1920-е гг. его работы стали более реалистичными («Красная мебель», 1920; «Автопортрет в жёлтом жилете», 1924). В это же время он оформлял спектакли в ГосЕТе. В 1924 и 1927 гг. прошли две его персональ¬ные выставки
В 1928 г. Фальк поехал в творче¬скую командировку во Францию, но задержался там почти на 10 лет. Выставлялся в частных галереях, Салоне Тюильри и Осеннем салоне. Занимался проблемой влияния света на гармонию цветового воспри¬ятия. Писал портреты, в которых пытался добиться не столько сходства, сколько некой отвлечённости, обобщения («Портрет Л. М. Эренбург», 1933-1934; «Больная» 1935; «Парижанка» 1936).
В конце 1937 г. вернулся в Москву. Вернулся к сотрудничеству с ГосЕТом, оформлял спектакли еврейских театров в других городах.
В послевоенные годы был обвинён в «форма¬лизме» и «упадничестве» и отлучен от офи¬циальной художественной жизни. Продолжал работать у себя в мастерской, организуя показы своих работ для отдельных ценителей.
Работы Фалька хранятся в государственных картинных галереях и музеях в России (в том числе – в ГЦТМ, СПбГМТиМИ) и за рубежом, а также в частных коллекциях.