Татлин Владимир Евграфович
(1885 – 1953)
Живописец, график, театральный художник, дизайнер, конструктор.
В 1902-1903 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в 1905-1910 гг. – в Художественном училище в Пензе. В Петербурге посещал студию Я.Ф.Ционглинского, школу живописи и рисования художников М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда, в Москве – студию И.И.Машкова.
Театральные работы Татлина сразу привлекли всеобщее внимание. В традициях народного балагана в 1911 г. в Литературно-художественном кружке в Москве он оформил народную драму «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». В 1913 г.создал эскизы костюмов и декораций к опе¬ре М.И.Глинки «Жизнь за царя». В 1915-1918 гг. выполнил серию рисунков по мотивам оперы Р.Вагнера «Летучий голландец».
С 1909 г. участвовал в выставках нового искусства различных художественных объединений («Мир искусства», «Буб¬новый валет», «Золотое руно», «Ослиный хвост»,«Трамвай В» и «0,10»). Его эскизы вошли в состав крупнейших театральных собраний – коллекции Ф.Ф.Нотгафта и Л.И.Жевержеева. В 1919 г. работы Татлина приобрели ГРМ и ГТГ.
Создавал проекты, направленные на расширениевозможностей формотворчества: «живописные рельефы» – построе¬ния на плоскости из дерева, гипса, жести, бумаги, стек¬ла и других материалов; проект па¬мятника III Интернационалу – «Башня Татлина» (1919-1920); фантастический макет летательного аппарата «Летатлин» (1929-1932); модели одежды; проекты создания новой мебели и посуды. Лозунг Татлина этих лет – «через раскрытие материала к новой вещи».
Служил в Комиссии по охране памятников искусства и старины Наркомпроса, поддерживал организацию музейного отдела, руководил мастерской в Государственных свободных художественных мастерских. В 1923 в ГИНХУКе (Государственный институт художественной культуры) состоялось представление сверхповести В.Хлебникова «Зангези», поставленной Татлиным.
В 1925 г. на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже был представлен второй вариант памятника III Интернационалу, удостоенный золотой медали.
С 1925 г.руководил теа-кино-фотоотделением Киев¬ского художественного института. Иллюстрировал книги, работал в Киевском дет¬ском театре. В 1927-1930 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
В 1930-1940-е гг. работал в театре: спектакли «Дело» А.В.Сухово-Кобылина (1940, Центральный театр Красной армии), «Глубокая разведка» А.А.Крона (МХАТ, 1941-1943) и др.
Писал пейзажи и натюрморты в домах творчества художников в Плёсе на Волге и на Сенеже.
Наследие Татлина оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е г. в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, проекты реконструировались и цитировались различными художниками. Наследие Татлина стало одним из символов русского авангарда.
Работы художника хранятся в ГРМ, РГАЛИ, ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, ГМИИ, ГНИМА, СГХМ, частных коллекциях.
Живописец, график, театральный художник, дизайнер, конструктор.
В 1902-1903 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в 1905-1910 гг. – в Художественном училище в Пензе. В Петербурге посещал студию Я.Ф.Ционглинского, школу живописи и рисования художников М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда, в Москве – студию И.И.Машкова.
Театральные работы Татлина сразу привлекли всеобщее внимание. В традициях народного балагана в 1911 г. в Литературно-художественном кружке в Москве он оформил народную драму «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа». В 1913 г.создал эскизы костюмов и декораций к опе¬ре М.И.Глинки «Жизнь за царя». В 1915-1918 гг. выполнил серию рисунков по мотивам оперы Р.Вагнера «Летучий голландец».
С 1909 г. участвовал в выставках нового искусства различных художественных объединений («Мир искусства», «Буб¬новый валет», «Золотое руно», «Ослиный хвост»,«Трамвай В» и «0,10»). Его эскизы вошли в состав крупнейших театральных собраний – коллекции Ф.Ф.Нотгафта и Л.И.Жевержеева. В 1919 г. работы Татлина приобрели ГРМ и ГТГ.
Создавал проекты, направленные на расширениевозможностей формотворчества: «живописные рельефы» – построе¬ния на плоскости из дерева, гипса, жести, бумаги, стек¬ла и других материалов; проект па¬мятника III Интернационалу – «Башня Татлина» (1919-1920); фантастический макет летательного аппарата «Летатлин» (1929-1932); модели одежды; проекты создания новой мебели и посуды. Лозунг Татлина этих лет – «через раскрытие материала к новой вещи».
Служил в Комиссии по охране памятников искусства и старины Наркомпроса, поддерживал организацию музейного отдела, руководил мастерской в Государственных свободных художественных мастерских. В 1923 в ГИНХУКе (Государственный институт художественной культуры) состоялось представление сверхповести В.Хлебникова «Зангези», поставленной Татлиным.
В 1925 г. на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже был представлен второй вариант памятника III Интернационалу, удостоенный золотой медали.
С 1925 г.руководил теа-кино-фотоотделением Киев¬ского художественного института. Иллюстрировал книги, работал в Киевском дет¬ском театре. В 1927-1930 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
В 1930-1940-е гг. работал в театре: спектакли «Дело» А.В.Сухово-Кобылина (1940, Центральный театр Красной армии), «Глубокая разведка» А.А.Крона (МХАТ, 1941-1943) и др.
Писал пейзажи и натюрморты в домах творчества художников в Плёсе на Волге и на Сенеже.
Наследие Татлина оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е г. в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, проекты реконструировались и цитировались различными художниками. Наследие Татлина стало одним из символов русского авангарда.
Работы художника хранятся в ГРМ, РГАЛИ, ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, ГМИИ, ГНИМА, СГХМ, частных коллекциях.