Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Сюрваж Леопольд (Штурцваге Леопольд-Фредерик Леопольдович)
(1879 – 1968)
Живописец, график, театральный художник, дизайнер, иллюстратор.
В 1901 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его наставниками были К.А.Коровин и Л.О.Пастернак. В круг его общения входили М.Ф.Ларинов, Д.Д.Бурлюк,С.Ю.Судейкин и H.Н.Сапунов. Принимал участие в выставках раннего московского авангарда: «Венок-Стефанос» (1907-1908), «Бубновый валет» (1910-1911).
В 1909 г. переехал в Париж. Продолжил обучение в частных академиях А.Матисса и Ф.Коларосси. Посещение салона баронессы Е.Ф.Эттинген дало Сюрважу возможность оказаться в кругу современных художников и поэтов, куда входили Г.Аполлинер, А.Сальмон, Р. и С.Делоне, П.Пикассо и др.
С 1911 г. он начал демонстрировать свои работы на парижских выставках (Осенний салон, Салон Независимых).
В ранний период творчества Сюрваж занимался цвето-ритмическими экспериментами (цикл «Три формы действия ритма в цвете», 1914), в которых опирался на музыкальные ассоциации. Используя результаты своих опытов, он сделал для парижской Академии наук исследование «Ритм в цвете (движение цветовых абстрактных форм)». Первая персональная выставка художника состоялась в 1917 г. в Париже. Г.Аполлинер во вступительной статье к каталогу назвал художника Сюрважем, тем самым создав ему псевдоним и облегчив французам произношение иностранной фамилии.
В 1920 г. художник стал одним из учредителей общества «Золотое сечение» (Sectiond’Or), которое занималось пропагандой кубизма. В 1920-е гг. и сам Сюрваж работал в приемах декоративного кубизма (посткубизма). В этот же период начал свою театральную деятельность. В 1922 г.он создал эскизы декораций и костюмов к опере «Мавра» И.Ф. Стравинского для антрепризы С.П.Дягилева. Оформил оперу «Маленькая продавщица спичек» А. Варетти для театра Cagliari в Париже (1925). Вместе с П. Пикассо, О. Цадкиным, М.Ларионовым и Н. Гончаровой занимался оформлением зала для бала Bullier (1923). Выполнил настенные панно для интерьеров Католического театрального союза в Париже (1929). Написал распятие для собора в Турку, Финляндия (1930). Создал несколько рисунков для тканей по заказу Дома моды Chanel (1933).
В 1950–1960-е продолжал заниматься живописью. Работал также для ковровой мануфактуры Gobelins. Написал фреску для Дворца Конгрессов в Льеже (1959). Иллюстрировал книги «Пегас» Ж.Кокто и «Шуаны»О.Бальзака (1965).
Работы Сюрважа хранятся в СПбГМТиМИ, в зарубежных музеях и частных коллекциях.