Судейкин Сергей Юрьевич
(1882–1946)
Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник.
В 1897-1909 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова, Л.О.Пастернака. Впоследствии в мастерских В.А.Серова и К.А.Коровина, а также в Санкт-Петербургской Академии Художеств у Д.Н.Кардовского. Состоял в объединении «Мир искусства».
В 1902 г. начал работать для театра. Совместно с Н.Н.Сапуновым оформлял спектакли в Московском театре «Эрмитаж» («Орфей» К.В.Глюка, «Валькирия» Р.Вагнера). В 1905 г. работа с Сапуновым продолжилась в оформлении спектакля В.Э.Мейерхольда «Смерть Тентажиля» М.Метерлинка в Театре-студии на Поварской в Москве. В 1906 г. Судейкин самостоятельно работал над драмой Метерлинка «Сестра Беатриса» для Театра В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге. Там же в 1909 г. выполнил декорации для спектакля «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу в Новом драматическом театре Ф.Ф.Комиссаржевского. В 1912 г. в петербургском Русском драматическом театре работал над спектаклем «Изнанка жизни» X.Бенавенте в постановке А.Я.Таирова.
В 1913 г. в качестве художника-оформителя участвовал в парижских «Русских сезонах»: делал эскизы декораций и костюмов к балетам «Красная маска» Н.Н.Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф.Шмидта. В 1915 г. работал с Таировым над спектаклем «Женитьба Фигаро» Бомарше в московском Камерном театре, а в театре-кабаре «Привал комедиантов» (Санкт-Петербург) оформил спектакль «Шарф Коломбины» А.Шницлера, позже – «Фантазию» К.Пруткова (1917).
После революции 1917 г. эмигрировал. За границей театр стал его основным поприщем. В Париже в начале 1920-х гг. для балетной труппы АП.Павловой оформил «Спящую красавицу» П.И.Чайковского и «Фею кукол» И.Байера, сотрудничал в качестве художника-оформителя с кабаре «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева, «Русской оперой» М.Н.Кузнецовой. Наиболее известные постановки американского периода осуществились в «Метрополитен-опера»: костюмы и декорации к балетам И.Ф.Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929), операм «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р.Вагнера (1930). В работах Судейкина модернистские тенденции сочетались с принципами традиционного театра.
Ряд живописных картин тематически связан с театром: «Балетная пастораль» (1906), «Балет» (1910), «Пантомима» (1914) и др.
Принимал участие в выставках «Алая роза» (1904), Московского товарищества художников (1905), Союза русских художников (1905, 1907-1909), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908).
Работы Судейкина находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Саратовском художественном музее им. А.Н.Радищева, Бруклинском музее Нью-Йорка, в частных собраниях.
Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник.
В 1897-1909 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова, Л.О.Пастернака. Впоследствии в мастерских В.А.Серова и К.А.Коровина, а также в Санкт-Петербургской Академии Художеств у Д.Н.Кардовского. Состоял в объединении «Мир искусства».
В 1902 г. начал работать для театра. Совместно с Н.Н.Сапуновым оформлял спектакли в Московском театре «Эрмитаж» («Орфей» К.В.Глюка, «Валькирия» Р.Вагнера). В 1905 г. работа с Сапуновым продолжилась в оформлении спектакля В.Э.Мейерхольда «Смерть Тентажиля» М.Метерлинка в Театре-студии на Поварской в Москве. В 1906 г. Судейкин самостоятельно работал над драмой Метерлинка «Сестра Беатриса» для Театра В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге. Там же в 1909 г. выполнил декорации для спектакля «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу в Новом драматическом театре Ф.Ф.Комиссаржевского. В 1912 г. в петербургском Русском драматическом театре работал над спектаклем «Изнанка жизни» X.Бенавенте в постановке А.Я.Таирова.
В 1913 г. в качестве художника-оформителя участвовал в парижских «Русских сезонах»: делал эскизы декораций и костюмов к балетам «Красная маска» Н.Н.Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф.Шмидта. В 1915 г. работал с Таировым над спектаклем «Женитьба Фигаро» Бомарше в московском Камерном театре, а в театре-кабаре «Привал комедиантов» (Санкт-Петербург) оформил спектакль «Шарф Коломбины» А.Шницлера, позже – «Фантазию» К.Пруткова (1917).
После революции 1917 г. эмигрировал. За границей театр стал его основным поприщем. В Париже в начале 1920-х гг. для балетной труппы АП.Павловой оформил «Спящую красавицу» П.И.Чайковского и «Фею кукол» И.Байера, сотрудничал в качестве художника-оформителя с кабаре «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева, «Русской оперой» М.Н.Кузнецовой. Наиболее известные постановки американского периода осуществились в «Метрополитен-опера»: костюмы и декорации к балетам И.Ф.Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929), операм «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р.Вагнера (1930). В работах Судейкина модернистские тенденции сочетались с принципами традиционного театра.
Ряд живописных картин тематически связан с театром: «Балетная пастораль» (1906), «Балет» (1910), «Пантомима» (1914) и др.
Принимал участие в выставках «Алая роза» (1904), Московского товарищества художников (1905), Союза русских художников (1905, 1907-1909), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908).
Работы Судейкина находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Саратовском художественном музее им. А.Н.Радищева, Бруклинском музее Нью-Йорка, в частных собраниях.