Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Степанова Варвара Фёдоровна
(1894–1958)
Живописец, театральный художник, дизайнер, полиграфист.
С 1910 г. училась в Казанской художественной школе, где в 1914 г. познакомилась с А.М.Родченко, своим будущим мужем и соратником по искусству. В 1915-1917 гг. в Москве занималась живописью в студии К.Ф.Юона и М.В.Леблана.
Несмотря на очевидное влияние раннего бес¬предметного геометрического творчества Родченко, создала ряд оригинальных живописных и графических ци¬клов. С 1918 г. стала активным участником художественных выставок, принадлежа, как и Родченко, к группе художников-беспредметников. Выполнила серию иллюстраций к поэзии А.Е.Кручёных «Глы-Глы» с помощью коллажей из цветной бумаги. Степанова остроумно пародировала творческие си¬стемы знакомых ей художников. Занималась синтезом заумной фонетической поэ¬зии и отвлечённой графики пятен, мазков и штрихов. В 1919 г. заявила о себе как об оригинальном живописце, выставив обширную серию композиций «Фигуры», в которой геометрический набор отвлечённых форм был преобразован в разнообразные многофигурные композиции. Она создала своеобраз¬ную манеру схематизации человеческой фигуры, которой пользовались позднее многие художники, иллюстрируя книги, журналы, сочиняя рисунки для тканей.
Художница занималась и те¬оретическими вопросами искусства. Служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1919-1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (ИНХУК; 1920-1923), преподавала в студии ИЗО Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской (1920-1925) и во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские, 1924-1925). Занималась как художница и редактор дизайном в журналах: «Кинофот» (1922), «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923-1927), «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция» и др. (1926-1932), «Советская женщина» (1945-1946). В 1933-1934 гг. служила художественным редактором в Партиздате. В 1930-1950-х годах оформила – часто в сотрудничестве с Родченко – много агитационно-политических альбомов («Заветы Ленина женщинам всего мира», «Первая Конная», «Московский метрополитен» и др.). Созданные ею обложки книг и журналов, разработанные приёмы вёр¬стки вошли в классический фонд полиграфиче¬ского конструктивизма.
Важным направлением авангардного эксперимента явилась её сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда (декорации и костюмы к спектаклю«Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина в театре В.Э.Мейерхольда, 1922). Она разработала единый стиль геометрических форм необычной трюковой мебели и ко-стюмов.
Степанова выступила также и как радикальный новатор текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков для Первой ситценабивной фабрики (1924-1925).
С середины 1920-х гг. занималась полиграфическим оформлением.
В послевоенные годы оформление книг становилось всё суше и аскетичнее. В последние годы жизни оформ¬ляла книги и альбомы совместно с дочерью В.А.Родченко.
В 1957 г. Степанова устроила первую персональную посмерт¬ную выставку работ Родченко.
Работы Степановой находятся в ГТГ, ГРМ, МЛК ГМИИ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, ГММ, ВМДПНИ, Московском доме фотографии, МоМА и других собраниях.