Симов Виктор Андреевич
(1858 – 1935)
Художник театра и кино, живописец, иллюстратор.
Ещё не окончив гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Вышел из училища в 1882 г. со званием классного художника и Большой серебряной медалью, полученной за картину «Бобыль».
В 1880-е гг. Симов работал иллюстратором в журнале «Будильник». Выставляя свои живописные произведения на передвижных выставках, а позднее на выставках «Московского товарищества художников».
В 1885-1886 гг.вместе с И.И.Левитаном, В.А.Серовым, В.М. и А.М.Васнецовыми, В.Д.Поленовым и другими художниками-станковистами принимал участие в оформлении ряда спектаклей Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Позднее вернулся к станковой живописи («Опальный митрополит Филипп», 1887-1888 и др.).
В 1896 г. Симов познакомился с К.С.Станиславским, который пригласил его оформить спектакль «Потонувший колокол» Г.Гауптмана в Обществе искусства и литературы. Художник находился у истоков создания МХТ (1898). В течение первого десятилетия истории этого театра был фактически единственным его художником. Стремился к убедительности социально-психологической атмосферы, достоверному изображению жизненной среды, в которую помещено действие спектакля, к вещественному правдоподобию каждой бытовой детали. Вместе с основателями театра К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко осуществлял реформу театрального декорационного искусства, добиваясь, чтобы декорация стала органической частью сценического ансамбля, в котором творчество актёров, режиссёра и художника сливалось бы в единое целое. Было решено отказаться от традиционной кулисно-арочной системы. Симов изобретательно использовал сценическое пространство: показывал жилые интерьеры в необычных ракурсах, делал своеобразные выгородки и т. п. Оформил спектакли: «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого (1898); «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) А.П.Чехова; «На дне» М.Горького (1902); «Юлий Цезарь» У.Шекспира (1903); «Живой труп» Л.Н.Толстого (1911); «Мёртвые души» Н.В.Гоголя (1932). В общей сложности создал декорации к более чем 50-ти спектаклям Художественного театра.
Работал и в кинематографе (фильм «Коллежский регистратор», 1925 и др.).
Работы хранятся в ГЦТМ, других музеях и частных коллекциях.
Художник театра и кино, живописец, иллюстратор.
Ещё не окончив гимназии, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Вышел из училища в 1882 г. со званием классного художника и Большой серебряной медалью, полученной за картину «Бобыль».
В 1880-е гг. Симов работал иллюстратором в журнале «Будильник». Выставляя свои живописные произведения на передвижных выставках, а позднее на выставках «Московского товарищества художников».
В 1885-1886 гг.вместе с И.И.Левитаном, В.А.Серовым, В.М. и А.М.Васнецовыми, В.Д.Поленовым и другими художниками-станковистами принимал участие в оформлении ряда спектаклей Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Позднее вернулся к станковой живописи («Опальный митрополит Филипп», 1887-1888 и др.).
В 1896 г. Симов познакомился с К.С.Станиславским, который пригласил его оформить спектакль «Потонувший колокол» Г.Гауптмана в Обществе искусства и литературы. Художник находился у истоков создания МХТ (1898). В течение первого десятилетия истории этого театра был фактически единственным его художником. Стремился к убедительности социально-психологической атмосферы, достоверному изображению жизненной среды, в которую помещено действие спектакля, к вещественному правдоподобию каждой бытовой детали. Вместе с основателями театра К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко осуществлял реформу театрального декорационного искусства, добиваясь, чтобы декорация стала органической частью сценического ансамбля, в котором творчество актёров, режиссёра и художника сливалось бы в единое целое. Было решено отказаться от традиционной кулисно-арочной системы. Симов изобретательно использовал сценическое пространство: показывал жилые интерьеры в необычных ракурсах, делал своеобразные выгородки и т. п. Оформил спектакли: «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого (1898); «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) А.П.Чехова; «На дне» М.Горького (1902); «Юлий Цезарь» У.Шекспира (1903); «Живой труп» Л.Н.Толстого (1911); «Мёртвые души» Н.В.Гоголя (1932). В общей сложности создал декорации к более чем 50-ти спектаклям Художественного театра.
Работал и в кинематографе (фильм «Коллежский регистратор», 1925 и др.).
Работы хранятся в ГЦТМ, других музеях и частных коллекциях.