Сапунов Николай Николаевич
(1880 – 1912)
Живописец, график, театральный художник.
В 1893–1904 учился в Московском отделении живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на отделении живописи у Н.А.Касаткина, Л.О.Пастернака и А.Е.Архипова. В 1898-1900 гг. занимался в мастерской И.И.Левитана, в 1902-1904 гг. – в высшей художественной мастерской портрета и жанра у К.А.Коровина и В.А.Серова. В 1907-1911 гг. продолжил обучение в Петербурге в ВХУ при Академии художеств: в мастерской пейзажиста А.А.Киселёва.
Писал натюрморты, театральные картины, портреты, символистические композиции, выполнял декоративные панно. В начале 1900-х гг.начал работать для театра: сначала подмастерьем у художника-декоратора МХТ В.А.Симова, затем самостоятельно. В 1901–1902 писал по эскизам Коровина декорации к спектаклям Большого театра. В 1902 совместно с П.В.Кузнецовым исполнил декорации для оперы Р.Вагнера «Валькирия» в Большом театре. Писал декорации для спектаклей новой оперной антрепризы С.И.Мамонтова в московском театре «Эрмитаж».
С 1905 начал сотрудничать с Вс.Мейерхольдом, участвовал в оформлении интерьеров Театра-студии на Поварской при МХТ и первого спектакля студии – «Смерть Тентажиля» по пьесе М.Метерлинка. В 1906 г.совместно с С.Ю.Судейкиным работал над оформлением спектаклей «Гедда Габлер» Г.Ибсена, «Балаганчик» А.А.Блока в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской (Санкт-Петербург). Тогда же создал эскизы декораций для постановок Оперного кружка художественных исканий И.А.Саца и Л.А.Сулержицкого, студии «Театр трагедии» Н.Н.Вашкевича, а также исполнил декорации для музыкальных постановок на больших императорских сценах («Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон-Жуан» В.-А.Моцарта). Разрабатывал тему театра в станковой живописи («Балет», 1906; «Маскарад», 1907). В середине 1900-х гг. работал в книжной и журнальной графике.
Член объединений «Стефанос»(«Венок»), Московского товарищества художников, «Алая» и «Голубая Роза», «Мир искусства». Участник выставок «Мира искусства» (1902, 1906 в Петербурге). В 1905 г. в составе группы художников «Алой Розы» участвовал в XII выставке Московского товарищества художников в Москве, в 1907 показал свои работы на выставке «Голубая Роза», на 5-й выставке Союза русских художников и «Стефанос», стал членом Общества «Свободная эстетика», вошёл в состав Союза русских художников (1908-1910). В 1911 г. участвовал в 1-й и 2-й выставках возрождённого «Мира искусства» в Москве и Петербурге.
В 1909 г. вместе с режиссёром Ф.Ф.Комиссаржевским работал над спектаклем «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу для Нового драматического театра (Петербург); оформлял спектакли петербургского «Весёлого театра», также поставленных Комиссаржевским: «Парикмахерская» для «Черепослова» К.Пруткова, пародию на «Саломею» О.Уайльда. В 1910 г. вместе с Мейерхольдом, М.А.Кузминым, С.Ю.Судейкиным стал учредителем Дома интермедии в Петербурге, где совместно с Мейерхольдом поставил две пантомимы – «Шарф Коломбины» А.Шницлера и «Голландка Лиза» по пасторали Кузмина. По эскизам А.Я.Головина исполнил декорации к балету «Жар-птица» И.Ф.Стравинского для первого русского балетного сезона С.П.Дягилева в Париже. Разработал особый тип «картины о спектакле». Работал с Комиссаржевским над постановкой комедии-балета «Мещанин-дворянин» Мольера для Театра К.Н.Незлобина в Москве. Выполнил серию станковых работ на темы «Трактиры», «Чаепития», «Весёлые дома».
В 1912 г. оформил оперетту Кузмина «Принц с Мызы» для Литературно-художественного общества, декорировал инте¬рьер театрального кабаре «Бродячая собака» (Петербург).
Работы Н.Н. Сапунова хранятся в ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, ГРМ, музеях Казани, Армении.
Живописец, график, театральный художник.
В 1893–1904 учился в Московском отделении живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на отделении живописи у Н.А.Касаткина, Л.О.Пастернака и А.Е.Архипова. В 1898-1900 гг. занимался в мастерской И.И.Левитана, в 1902-1904 гг. – в высшей художественной мастерской портрета и жанра у К.А.Коровина и В.А.Серова. В 1907-1911 гг. продолжил обучение в Петербурге в ВХУ при Академии художеств: в мастерской пейзажиста А.А.Киселёва.
Писал натюрморты, театральные картины, портреты, символистические композиции, выполнял декоративные панно. В начале 1900-х гг.начал работать для театра: сначала подмастерьем у художника-декоратора МХТ В.А.Симова, затем самостоятельно. В 1901–1902 писал по эскизам Коровина декорации к спектаклям Большого театра. В 1902 совместно с П.В.Кузнецовым исполнил декорации для оперы Р.Вагнера «Валькирия» в Большом театре. Писал декорации для спектаклей новой оперной антрепризы С.И.Мамонтова в московском театре «Эрмитаж».
С 1905 начал сотрудничать с Вс.Мейерхольдом, участвовал в оформлении интерьеров Театра-студии на Поварской при МХТ и первого спектакля студии – «Смерть Тентажиля» по пьесе М.Метерлинка. В 1906 г.совместно с С.Ю.Судейкиным работал над оформлением спектаклей «Гедда Габлер» Г.Ибсена, «Балаганчик» А.А.Блока в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской (Санкт-Петербург). Тогда же создал эскизы декораций для постановок Оперного кружка художественных исканий И.А.Саца и Л.А.Сулержицкого, студии «Театр трагедии» Н.Н.Вашкевича, а также исполнил декорации для музыкальных постановок на больших императорских сценах («Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон-Жуан» В.-А.Моцарта). Разрабатывал тему театра в станковой живописи («Балет», 1906; «Маскарад», 1907). В середине 1900-х гг. работал в книжной и журнальной графике.
Член объединений «Стефанос»(«Венок»), Московского товарищества художников, «Алая» и «Голубая Роза», «Мир искусства». Участник выставок «Мира искусства» (1902, 1906 в Петербурге). В 1905 г. в составе группы художников «Алой Розы» участвовал в XII выставке Московского товарищества художников в Москве, в 1907 показал свои работы на выставке «Голубая Роза», на 5-й выставке Союза русских художников и «Стефанос», стал членом Общества «Свободная эстетика», вошёл в состав Союза русских художников (1908-1910). В 1911 г. участвовал в 1-й и 2-й выставках возрождённого «Мира искусства» в Москве и Петербурге.
В 1909 г. вместе с режиссёром Ф.Ф.Комиссаржевским работал над спектаклем «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу для Нового драматического театра (Петербург); оформлял спектакли петербургского «Весёлого театра», также поставленных Комиссаржевским: «Парикмахерская» для «Черепослова» К.Пруткова, пародию на «Саломею» О.Уайльда. В 1910 г. вместе с Мейерхольдом, М.А.Кузминым, С.Ю.Судейкиным стал учредителем Дома интермедии в Петербурге, где совместно с Мейерхольдом поставил две пантомимы – «Шарф Коломбины» А.Шницлера и «Голландка Лиза» по пасторали Кузмина. По эскизам А.Я.Головина исполнил декорации к балету «Жар-птица» И.Ф.Стравинского для первого русского балетного сезона С.П.Дягилева в Париже. Разработал особый тип «картины о спектакле». Работал с Комиссаржевским над постановкой комедии-балета «Мещанин-дворянин» Мольера для Театра К.Н.Незлобина в Москве. Выполнил серию станковых работ на темы «Трактиры», «Чаепития», «Весёлые дома».
В 1912 г. оформил оперетту Кузмина «Принц с Мызы» для Литературно-художественного общества, декорировал инте¬рьер театрального кабаре «Бродячая собака» (Петербург).
Работы Н.Н. Сапунова хранятся в ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, ГРМ, музеях Казани, Армении.