Родченко Александр Михайлович
(1891- 1956)
Художник театра и кино, график, иллюстратор, плакатист, дизайнер, фотограф.
В 1911-1914 гг. в качестве вольнослушателя посещал Казанскую художественную школу.В 1916 г. в Москве учился в Строгановском художественно-промышленном училище (СЦХПУ) и начал выставляться как живописец (выставка «Магазин»). В конце 1910-х гг. увлекся беспредметной живописью, испытал влияние К.С.Малевича и В.Е.Татлина. После революции 1917 г. публиковал статьи и воззвания в газете «Анархия», призывая к свободе творчества. Работал в области производственного искусства, в 1925 г. на Международной выставке в Париже представил проект «Рабочего клуба».
Ранние работы художника представляли собой линейно-циркульные графические композиции (1915), созданные в духе геометрической абстракции. В 1916 г. он создал серию кубофутуристических произведений. В 1917-1918 гг. изучал способы живописного изображения взаимопроникающих плоскостей и пространства. В 1918 г. выполнил цикл композиций из круглых светящихся форм «Концентрация цвета». Свои творческие принципы выразил в манифестах «Все – опыты» и «Линия» (1920). Рассматривал искусство как процесс изобретения новых форм и возможностей, а собственное творчество – как постоянный эксперимент.
С начала 1920-х работал для театра. В 1920 г. создал эскизы костюмов для неосуществленной постановки А. М. Гана «Мы». В 1929 г. оформил спектакль «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского в театре В. Мейерхольда. В 1931 г. — спектакль «Шестая мира» для Московского мюзик-холла.
В 1922 г. Родченко занялся осуществлением программы «производственного искусства». Создавал пространственные конструкции из простейших геометрических элементов (циклы «Складывающиеся и разбирающиеся», 1918 и др.). Иллюстрировал книги и журналы, делал плакаты, занимался предметным дизайном, архитектурой. Совместно с В.В.Маяковским создавал рекламные листовки, плакаты, вывески для государственных предприятий и акционерных обществ («Добролёт», Госиздат, ГУМ).
В 1920-1930-е гг. преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
В 1924 г. создал серию фотопортретов (В.В.Маяковского, Н.Н. Асеева, С. Третьякова и др.). В 1926 г.в журнале «Советское кино» были опубликованы его ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926). В конце 1920-х – начале 1930-х гг. работал фотокорреспондентом газеты «Вечерняя Москва». Сотрудничал с кинематографом (художник фильмов «Москва в Октябре», «Ваша знакомая», 1927).
В 1933 г.создал фотоальбомы «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», и др. (совместно со В.А.Степановой). В конце 1940-х гг. вместе со Степановой оформил фотоальбомы: «Киноискусство нашей Родины», «Казахстан», «Москва», «Московский метрополитен», «300-летие воссоединения Украины с Россией».
Работы Родченко находятся во многих музеях: ГМИИ, ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Художественном институте Чикаго, Музее Людвига в Кельне, других музеях и частных коллекциях.
Художник театра и кино, график, иллюстратор, плакатист, дизайнер, фотограф.
В 1911-1914 гг. в качестве вольнослушателя посещал Казанскую художественную школу.В 1916 г. в Москве учился в Строгановском художественно-промышленном училище (СЦХПУ) и начал выставляться как живописец (выставка «Магазин»). В конце 1910-х гг. увлекся беспредметной живописью, испытал влияние К.С.Малевича и В.Е.Татлина. После революции 1917 г. публиковал статьи и воззвания в газете «Анархия», призывая к свободе творчества. Работал в области производственного искусства, в 1925 г. на Международной выставке в Париже представил проект «Рабочего клуба».
Ранние работы художника представляли собой линейно-циркульные графические композиции (1915), созданные в духе геометрической абстракции. В 1916 г. он создал серию кубофутуристических произведений. В 1917-1918 гг. изучал способы живописного изображения взаимопроникающих плоскостей и пространства. В 1918 г. выполнил цикл композиций из круглых светящихся форм «Концентрация цвета». Свои творческие принципы выразил в манифестах «Все – опыты» и «Линия» (1920). Рассматривал искусство как процесс изобретения новых форм и возможностей, а собственное творчество – как постоянный эксперимент.
С начала 1920-х работал для театра. В 1920 г. создал эскизы костюмов для неосуществленной постановки А. М. Гана «Мы». В 1929 г. оформил спектакль «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского в театре В. Мейерхольда. В 1931 г. — спектакль «Шестая мира» для Московского мюзик-холла.
В 1922 г. Родченко занялся осуществлением программы «производственного искусства». Создавал пространственные конструкции из простейших геометрических элементов (циклы «Складывающиеся и разбирающиеся», 1918 и др.). Иллюстрировал книги и журналы, делал плакаты, занимался предметным дизайном, архитектурой. Совместно с В.В.Маяковским создавал рекламные листовки, плакаты, вывески для государственных предприятий и акционерных обществ («Добролёт», Госиздат, ГУМ).
В 1920-1930-е гг. преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
В 1924 г. создал серию фотопортретов (В.В.Маяковского, Н.Н. Асеева, С. Третьякова и др.). В 1926 г.в журнале «Советское кино» были опубликованы его ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926). В конце 1920-х – начале 1930-х гг. работал фотокорреспондентом газеты «Вечерняя Москва». Сотрудничал с кинематографом (художник фильмов «Москва в Октябре», «Ваша знакомая», 1927).
В 1933 г.создал фотоальбомы «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», и др. (совместно со В.А.Степановой). В конце 1940-х гг. вместе со Степановой оформил фотоальбомы: «Киноискусство нашей Родины», «Казахстан», «Москва», «Московский метрополитен», «300-летие воссоединения Украины с Россией».
Работы Родченко находятся во многих музеях: ГМИИ, ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Художественном институте Чикаго, Музее Людвига в Кельне, других музеях и частных коллекциях.