Рерих Николай Константинович
(1874-1947)
Живописец, театральный художник, археолог, философ.
В 1893-1897 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета и живописном отделении Академии художеств в классе А.И.Куинджи. В 1897 г. картина Рериха «Гонец. Восстал род на род» была представлена на ученической выставке в Академии художеств, после чего П.М.Третьяков приобрел ее для своей галереи. Ещё в студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества.
В 1899-1904 гг. изучал славянские и угро-финские древности. Многие из ранних работ Рериха написаны на темы из древнерусской жизни («Иван-царевич наезжает на убогую избушку», 1894; «Город строят», 1902). Соединив археологию с искусством, художник создал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и др. старинных русских городов.
Духовным учителем Рериха стал французский художник-монументалист
П. де Шавана, оказавший сильное влияние на стилистическую манеру художника. Новые черты в его творчестве проявились в работах «Иноземные гости» и «Заморские гости» (начало 1900-х): стремление к декоративности цветовых сочетаний и обобщенности форм. Картины Рериха представляли собой стилизацию славянской древности, в которой ярко проявился стиль модерн.
В стилистике модерна он работал и над оформлением театральных постановок. Художник не однажды обращался к музыке Р.Вагнера. В 1907 г. создал три эскиза к опере «Валькирия», 1912 – около 30-ти эскизов к опере «Тристан и Изольда». В 1908 г. Рерих исполнил эскизы декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной в Париже. В 1911-1913 гг. работал над созданием балета «Весна священная» И.Ф.Стравинского для «Русских сезонов» С.П.Дягилева в Париже, где выступил соавтором либретто. Для Дягилева в 1914 г. художник работал над эскизами к опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Оформил также спектакль по пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» (МХТ, 1912). В 1913-1914 гг. Рерих работал над театральным оформлением символистских пьес М.Метерлинка «Принцесса Мален» и «Сестра Беатриса».
Революция 1917 г. застала Рериха в Финляндии. В Россию художник не вернулся. Эмигрировал в Швецию, потом некоторое время жил в Великобритании и США.
Принимал участие в двух масштабных экспедициях по Центральной и Восточной Азии, собирал археологические и этнографические коллекции.
В 1936 г. поселился в Индии. Вместе с женой Еленой работал над созданием учения «Живой Этики». Совместно с сыном Ю.Н.Рерихом основал в Нагаре Институт гималайских исследований – «Урусвати». В этот период писал по большей части горные пейзажи.
В годы Великой Отечественной войны создал несколько патриотических полотен: «Князь Игорь», «Александр Невский» и др. В течение многих лет работал над созданием так называемого «Пакта Рериха», направленного на защиту культурных ценностей.
Значительная часть работ Рериха хранится в ГРМ и ГТГ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Музее Востока, других музейных и частных собраниях.
Живописец, театральный художник, археолог, философ.
В 1893-1897 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета и живописном отделении Академии художеств в классе А.И.Куинджи. В 1897 г. картина Рериха «Гонец. Восстал род на род» была представлена на ученической выставке в Академии художеств, после чего П.М.Третьяков приобрел ее для своей галереи. Ещё в студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества.
В 1899-1904 гг. изучал славянские и угро-финские древности. Многие из ранних работ Рериха написаны на темы из древнерусской жизни («Иван-царевич наезжает на убогую избушку», 1894; «Город строят», 1902). Соединив археологию с искусством, художник создал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и др. старинных русских городов.
Духовным учителем Рериха стал французский художник-монументалист
П. де Шавана, оказавший сильное влияние на стилистическую манеру художника. Новые черты в его творчестве проявились в работах «Иноземные гости» и «Заморские гости» (начало 1900-х): стремление к декоративности цветовых сочетаний и обобщенности форм. Картины Рериха представляли собой стилизацию славянской древности, в которой ярко проявился стиль модерн.
В стилистике модерна он работал и над оформлением театральных постановок. Художник не однажды обращался к музыке Р.Вагнера. В 1907 г. создал три эскиза к опере «Валькирия», 1912 – около 30-ти эскизов к опере «Тристан и Изольда». В 1908 г. Рерих исполнил эскизы декораций к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», поставленной в Париже. В 1911-1913 гг. работал над созданием балета «Весна священная» И.Ф.Стравинского для «Русских сезонов» С.П.Дягилева в Париже, где выступил соавтором либретто. Для Дягилева в 1914 г. художник работал над эскизами к опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Оформил также спектакль по пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт» (МХТ, 1912). В 1913-1914 гг. Рерих работал над театральным оформлением символистских пьес М.Метерлинка «Принцесса Мален» и «Сестра Беатриса».
Революция 1917 г. застала Рериха в Финляндии. В Россию художник не вернулся. Эмигрировал в Швецию, потом некоторое время жил в Великобритании и США.
Принимал участие в двух масштабных экспедициях по Центральной и Восточной Азии, собирал археологические и этнографические коллекции.
В 1936 г. поселился в Индии. Вместе с женой Еленой работал над созданием учения «Живой Этики». Совместно с сыном Ю.Н.Рерихом основал в Нагаре Институт гималайских исследований – «Урусвати». В этот период писал по большей части горные пейзажи.
В годы Великой Отечественной войны создал несколько патриотических полотен: «Князь Игорь», «Александр Невский» и др. В течение многих лет работал над созданием так называемого «Пакта Рериха», направленного на защиту культурных ценностей.
Значительная часть работ Рериха хранится в ГРМ и ГТГ, СПбГМТиМИ, ГЦТМ, Музее Востока, других музейных и частных собраниях.