Рабинович Исаак Моисеевич
(1894 – 1961)
Художник театра и кино, монументалист.
В 1906 г. поступил в Киевское Художественное училище. Впоследствии занимался в студиях А.А.Мурашко (1912-1915) и А.А.Экстер (1917-1918).
В ранний период творчества работал в технике фовизма (эскиз панно «Арлекин», 1913). Сильное влияние на художественную эволюцию Рабиновича оказала А.А.Экстер. В сценическом оформлении он стал использовать объёмные декорации, собранные из геометрических предметов в стиле кубизма (эскизы для кабаре «Би-ба-бо», 1917).
В 1819 г. художник вошел в состав бригады, оформлявшей городские пространства Киева к годовщине революции. В 1923 г. в Москве участвовал в оформлении Первой сельскохозяйственной и промышленной выставки. По рекомендации Экстер работал в театрах, а впоследствии и в кино, где совместно с другими мастерами выполнял эскизы декораций и костюмов («Аэлита», 1924; «Процесс о трёх миллионах», 1926; «Белый орел», 1928).
Оформил спектакли К.А.Марджанова «Фуэнте Овехуна» Л. де Веги и «Саломея» О.Уайльда (Театр Н.Н.Соловцова, Киев,1919). Объёмность декораций давала возможность использовать трёхмерное пространство сцены. В театрально-декоративном творчестве Рабинович развивал принципы Экстер: сценографический колорит способствовал передаче внутреннего содержания спектакля, кубистическая конструкция костюмов диктовала актёрам сценическую пластику, свет становился мощнейшим средством визуального воздействия. В Москве работал над оформлением спектаклей МХАТа и его студий («Свадьба»А.П.Чехова, 1920; «Лисистрата» Аристофана, 1923; «Гроза» А.Н.Островского, 1934 и др.). Сотрудничал с Е.Б.Вахтанговым, К.С.Станиславским, В.И.Немировичем-Данченко.
Отдельный интерес представляет работа Рабиновича в Еврейском театре в сотрудничестве с его основателем и режиссёром А.М. Грановским («Бог мести» Ш.Аша,1922; «200 тысяч» Шалом Алейхема, 1923), а также с С.М.Михоэлсом («Глухой» Д.Бергельсона, 1930; «Тевье-молочник», Шалом Алейхема, 1938). Рабинович сохранял элементы кубизма в сценографии, в архитектурно-объёмное оформление сцены вводил декоративно-насыщенную живопись и световые эффекты («Любовь к трём апельсинам» С.С.Прокофьева, Большой театр, 1927; «Пятый горизонт» П.Маркиша, Театр им.Е.Вахтангова,1932).
В период борьбы с формализмом вынужденно отказался от театральной условности, («Евгений Онегин» П.И.Чайковского, Большой театр, 1933; «Борис Годунов» А.С.Пушкина МХАТ, 1937; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, Малый театр, 1940). Проявил себя как выдающийся мастер сценического костюма. В 1955 г. стал главным художником Театра им. Е.Вахтангова («Идиот» Ф.М.Достоевского, «Гамлет» У. Шекспира, 1958).
В 1930-1950-е гг.работал в области монументального искусства: оформил павильон «Курорты СССР» для международной выставки в Нью-Йорке, выполнил мозаики для нескольких станций Московского метрополитена, витражи высотного здания на Смоленской площади в Москве.
Его работы хранятся в ГЦТМ, других художественных собраниях и частных коллекциях.
Художник театра и кино, монументалист.
В 1906 г. поступил в Киевское Художественное училище. Впоследствии занимался в студиях А.А.Мурашко (1912-1915) и А.А.Экстер (1917-1918).
В ранний период творчества работал в технике фовизма (эскиз панно «Арлекин», 1913). Сильное влияние на художественную эволюцию Рабиновича оказала А.А.Экстер. В сценическом оформлении он стал использовать объёмные декорации, собранные из геометрических предметов в стиле кубизма (эскизы для кабаре «Би-ба-бо», 1917).
В 1819 г. художник вошел в состав бригады, оформлявшей городские пространства Киева к годовщине революции. В 1923 г. в Москве участвовал в оформлении Первой сельскохозяйственной и промышленной выставки. По рекомендации Экстер работал в театрах, а впоследствии и в кино, где совместно с другими мастерами выполнял эскизы декораций и костюмов («Аэлита», 1924; «Процесс о трёх миллионах», 1926; «Белый орел», 1928).
Оформил спектакли К.А.Марджанова «Фуэнте Овехуна» Л. де Веги и «Саломея» О.Уайльда (Театр Н.Н.Соловцова, Киев,1919). Объёмность декораций давала возможность использовать трёхмерное пространство сцены. В театрально-декоративном творчестве Рабинович развивал принципы Экстер: сценографический колорит способствовал передаче внутреннего содержания спектакля, кубистическая конструкция костюмов диктовала актёрам сценическую пластику, свет становился мощнейшим средством визуального воздействия. В Москве работал над оформлением спектаклей МХАТа и его студий («Свадьба»А.П.Чехова, 1920; «Лисистрата» Аристофана, 1923; «Гроза» А.Н.Островского, 1934 и др.). Сотрудничал с Е.Б.Вахтанговым, К.С.Станиславским, В.И.Немировичем-Данченко.
Отдельный интерес представляет работа Рабиновича в Еврейском театре в сотрудничестве с его основателем и режиссёром А.М. Грановским («Бог мести» Ш.Аша,1922; «200 тысяч» Шалом Алейхема, 1923), а также с С.М.Михоэлсом («Глухой» Д.Бергельсона, 1930; «Тевье-молочник», Шалом Алейхема, 1938). Рабинович сохранял элементы кубизма в сценографии, в архитектурно-объёмное оформление сцены вводил декоративно-насыщенную живопись и световые эффекты («Любовь к трём апельсинам» С.С.Прокофьева, Большой театр, 1927; «Пятый горизонт» П.Маркиша, Театр им.Е.Вахтангова,1932).
В период борьбы с формализмом вынужденно отказался от театральной условности, («Евгений Онегин» П.И.Чайковского, Большой театр, 1933; «Борис Годунов» А.С.Пушкина МХАТ, 1937; «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, Малый театр, 1940). Проявил себя как выдающийся мастер сценического костюма. В 1955 г. стал главным художником Театра им. Е.Вахтангова («Идиот» Ф.М.Достоевского, «Гамлет» У. Шекспира, 1958).
В 1930-1950-е гг.работал в области монументального искусства: оформил павильон «Курорты СССР» для международной выставки в Нью-Йорке, выполнил мозаики для нескольких станций Московского метрополитена, витражи высотного здания на Смоленской площади в Москве.
Его работы хранятся в ГЦТМ, других художественных собраниях и частных коллекциях.