Пуни Иван Альбертович
(1892- 1956)
Живописец, график, иллюстратор, театральный художник, педагог.
В начале 1900-х гг. брал уроки рисования у И.Е.Репина. В 1910-1911 гг. в Париже занимался в частных академиях Жюлиана и Коларосси. Интересовался творчеством П.Сезанна, кубистов и фовистов. Первые работы выполнены в техниках фовизма («Автопортрет»,1912) и неопримитивизма («Прогулка при солнце», 1912). Дебютировал на выставке «Союза молодёжи» (1912- 1913) с картиной «Завтрак». Впоследствии работы художника экспонировались на выставках «Бубнового валета», Салона Независимых (1914, Париж),«Первой футуристической выставке картин “Трамвай В”» (1915) и «Последней футуристической выставки “0,10”» (1915/1916). На последних выставках показал работы, созданные в стиле кубофутуризма («Гармоника», «Портрет жены художника», 1914). Разделяя идеи К.С.Малевича, стал членом объединения «Супремус», работал в приемах беспредметного искусства («Супрематическая композиция» 1915).
В своем творчестве зачастую использовал приемы современников-новаторов: «готовые вещи» М.Дюшана («Рельеф с молотком», 1914-1921), «скульпто-живопись» П.Пикассо; коллаж, приемы «леттризма» – включение в картину букв, слов, текстовых фрагментов («Буквы», 1919; «Натюрморт с буквами и кувшином», 1919). Но наиболее сильным было влияние кубофутуризма («Мытьё окон», «Парикмахерская», 1915).
После революции 1917 г. Пуни основал творческое объединение «Свобода искусству», работал в Коллегии по делам искусств, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских и Витебской художественной школе. Продолжал писать в авангардистском ключе («Красная скрипка», «Композиция с черным столом», 1919-1920). Занялся графикой (серии «Петербург», «Еврейский городок»), иллюстрировал произведения Н.В.Гоголя, создавал эскизы для Государственного фарфорового завода.
В 1920 г. эмигрировал в Германию. Продолжал заниматься графикой, пытаясь синтезировать разные стили и приемы; линогравюрой (серия цветных гравюр с петербургскими и витебскими сценами, 1922). Выполнил эскизы костюмов и декораций для берлинских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель». Работал над книгой «Современное искусство».
В 1924 г. переехал в Париж и вошел в круг французских художников, заново увлекся конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом, вернувшись к творческим поискам раннего периода своей деятельности («Пейзаж с мостом», «На улице», 1920-1930-е).
В конце 1940-х - середине 1950-х гг. создавал «мозаичные» живописные композиции («Оранжевое кресло», 1948; «Повозка», 1953). Во Франции было организовано 9 персональных выставок художника. Выставлялся в галереях Нью-Йорка, Лондона, Токио, Вены и Рима, Брюсселя и Москвы.
Работы Пуни хранятся в ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне, в других крупных художественных собраниях и частных коллекциях.
Живописец, график, иллюстратор, театральный художник, педагог.
В начале 1900-х гг. брал уроки рисования у И.Е.Репина. В 1910-1911 гг. в Париже занимался в частных академиях Жюлиана и Коларосси. Интересовался творчеством П.Сезанна, кубистов и фовистов. Первые работы выполнены в техниках фовизма («Автопортрет»,1912) и неопримитивизма («Прогулка при солнце», 1912). Дебютировал на выставке «Союза молодёжи» (1912- 1913) с картиной «Завтрак». Впоследствии работы художника экспонировались на выставках «Бубнового валета», Салона Независимых (1914, Париж),«Первой футуристической выставке картин “Трамвай В”» (1915) и «Последней футуристической выставки “0,10”» (1915/1916). На последних выставках показал работы, созданные в стиле кубофутуризма («Гармоника», «Портрет жены художника», 1914). Разделяя идеи К.С.Малевича, стал членом объединения «Супремус», работал в приемах беспредметного искусства («Супрематическая композиция» 1915).
В своем творчестве зачастую использовал приемы современников-новаторов: «готовые вещи» М.Дюшана («Рельеф с молотком», 1914-1921), «скульпто-живопись» П.Пикассо; коллаж, приемы «леттризма» – включение в картину букв, слов, текстовых фрагментов («Буквы», 1919; «Натюрморт с буквами и кувшином», 1919). Но наиболее сильным было влияние кубофутуризма («Мытьё окон», «Парикмахерская», 1915).
После революции 1917 г. Пуни основал творческое объединение «Свобода искусству», работал в Коллегии по делам искусств, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских и Витебской художественной школе. Продолжал писать в авангардистском ключе («Красная скрипка», «Композиция с черным столом», 1919-1920). Занялся графикой (серии «Петербург», «Еврейский городок»), иллюстрировал произведения Н.В.Гоголя, создавал эскизы для Государственного фарфорового завода.
В 1920 г. эмигрировал в Германию. Продолжал заниматься графикой, пытаясь синтезировать разные стили и приемы; линогравюрой (серия цветных гравюр с петербургскими и витебскими сценами, 1922). Выполнил эскизы костюмов и декораций для берлинских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель». Работал над книгой «Современное искусство».
В 1924 г. переехал в Париж и вошел в круг французских художников, заново увлекся конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом, вернувшись к творческим поискам раннего периода своей деятельности («Пейзаж с мостом», «На улице», 1920-1930-е).
В конце 1940-х - середине 1950-х гг. создавал «мозаичные» живописные композиции («Оранжевое кресло», 1948; «Повозка», 1953). Во Франции было организовано 9 персональных выставок художника. Выставлялся в галереях Нью-Йорка, Лондона, Токио, Вены и Рима, Брюсселя и Москвы.
Работы Пуни хранятся в ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне, в других крупных художественных собраниях и частных коллекциях.