Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Пожидаев Георгий (Григорий) Анатольевич
(1894 – 1971)
Художник театра и кино, живописец, график, иллюстратор.
В 1914 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у А.Е.Архипова и Н.А.Касаткина.
В 1916 г. начал работать театральным художником, оформил спектакли «Интимного театра» Б.С.Неволина («Человек», «Наказанный зверь», «Бригадирша») и Народного дома в Москве. Сотрудничал с К.Я.Голейзовским, оформил для него балеты «Козлоногие» И.А.Саца (1916), «Выбор невесты» М.А.Кузмина (1916) в том же «Интимном театре», «Арлекинаду» С.Шаминад в «Камерном балете». Пробовал себя в качестве актёра в фильмах «Украденная юность», «Симфония безумия» и «Психея» (1917).
В 1920 г. эмигрировал в Бессарабию, где работал в Национальном театре Бухареста. Переехав в Прагу, сотрудничал с труппой А.Павловой. До 1924 г. жил в Берлине, оформлял спектакли и концертные номера в кабаре Я.Южного «Синяя птица» и «Русском романтическом театре» Б.Г.Романова, театре миниатюр «Маски», театре-кабаре «Карусель». Сотрудничал с режиссёром М.Рейнхардтом.
В 1925 г. обосновался в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н.Ф.Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. В 1927 г. выполнил эскизы съёмочных интерьеров и костюмов для фильма «Страсти Жанны д’Арк» (режиссёр К.Т.Дрейер), был художником фильма «Конец мира» (режиссёр А.Ганс). В 1931 г. оформил спектакль «Квадратура круга» В.П.Катаева в театре «Ателье» Ш.Дюллена. В 1935 г. состоялась персональная выставка в Каннах, на которой Пожедаев представил портреты И.А.Бунина, В. А.Смоленского и др.
После 1937 г. оставил занятия сценографией, писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты. Иллюстрировал произведения русской классики. В 1940 г. входил в инициативную группу по созданию Объединения русских деятелей литературы и искусства. Жертвовал свои работы в пользу русских военнопленных (1942), позже – Особому комитету по сбору средств на ремонт собора св. Александра Невского в Париже.
После войны продолжал заниматься живописью и графикой, иллюстрировал в технике офорта и акватинты библиофильские издания «Святая Аньес» П.Клоделя (1947) и «Апокалипсис» (1949-1952).
Наследие художника хранится в музее ГАБТа, ГЦТМ, СПбГМТиМИ,РГАЛИ, частных коллекциях.