Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
(1878 – 1939)
Живописец, театральный художник, оформитель, исследователь искусства, педагог.
В 1895-1897 гг. обучался в Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге. В Лондоне познакомился с искусством майолики. В 1897-1905 гг. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в частности, под руководством В.А.Серова. Брал уроки живописи в студии А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частных академиях Парижа (1905-1908). Путешествовал по Западной Европе, Средиземноморью, Северной Африке, результатом поездок стало около 200 рисунков и этюдов.
В ранний период творчества увлекался символизмом и постимпрессионизмом. Большое влияние на творчество молодого художника оказали также живопись итальянского Проторенессанса, древнерусские фрески и иконопись.
В предреволюционные годы его называли мастером «церковного модерна». Художник был автором новаторских монументально-декоративных работ (росписи в Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913; росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы, 1915). Религиозными мотивами проникнуты и его картины на светские темы («1918 год в Петрограде», 1920).
Петров-Водкин в этот период придерживался принципа «сферической перспективы»: с помощью изображения натуры в верхнем и боковом ракурсах передавалось ощущение «земли как планеты». Художник разработал и свою колористическую систему – трёхцветие. По мнению Петрова-Водкина, красочное богатство мира основано на трёх главных цветах спектра. Создавал композиции из этих цветов в разной тональности («Утро. Купальщицы», «Полдень. Лето», 1917).
После революции 1917 г. писал эпические и идеализированные полотна на темы Гражданской войны («Смерть комиссара», 1928; «1919 год. Тревога», 1934). Занимался жанровыми композициями («Новоселье», 1937), портретной живописью (автопортреты, портреты жены, А.А. Ахматовой, 1922), натюрмортом («Розовый натюрморт», 1918; «Черемуха в стакане»,1932).
Первым опытом театральной работы стали декорации к спектаклю «Орлеанская дева» Ф.Шиллера (1913, Театр Незлобина). Впоследствии художник оформил «Дневник Сатаны» Л.Н.Андреева (1923) и «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1935) в Ленинградском театре драмы им. Пушкина.
Его перу принадлежат статьи и эссе по вопросам теории искусства, путевые очерки, рассказы, 12 пьес, автобиографические повести.
Петров-Водкин считается одним из реорганизаторов системы художественного образования. Он преподавал в Академии художеств, в ПГСХУМе, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, ИЖСА.
Свои работы он впервые представил на выставке журнала «Аполлон» С.К.Маковского в 1909 г. Тогда же состоялась его персональная выставка «Париж – Бретань – Пиренеи – Африка». Входил в состав художественных объединений «Мир искусства» (с 1911), «Четыре искусства» (с 1924). Персональная выставка – ретроспектива его произведений прошла в 1966 г. в Москве и Ленинграде и вновь подняла интерес к его творчеству.
Работы хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, собрании Дома-музея Максимилиана Волошина (Коктебель), Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, других музеях России.
Живописец, театральный художник, оформитель, исследователь искусства, педагог.
В 1895-1897 гг. обучался в Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге. В Лондоне познакомился с искусством майолики. В 1897-1905 гг. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в частности, под руководством В.А.Серова. Брал уроки живописи в студии А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частных академиях Парижа (1905-1908). Путешествовал по Западной Европе, Средиземноморью, Северной Африке, результатом поездок стало около 200 рисунков и этюдов.
В ранний период творчества увлекался символизмом и постимпрессионизмом. Большое влияние на творчество молодого художника оказали также живопись итальянского Проторенессанса, древнерусские фрески и иконопись.
В предреволюционные годы его называли мастером «церковного модерна». Художник был автором новаторских монументально-декоративных работ (росписи в Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913; росписи и витраж в Троицком соборе г. Сумы, 1915). Религиозными мотивами проникнуты и его картины на светские темы («1918 год в Петрограде», 1920).
Петров-Водкин в этот период придерживался принципа «сферической перспективы»: с помощью изображения натуры в верхнем и боковом ракурсах передавалось ощущение «земли как планеты». Художник разработал и свою колористическую систему – трёхцветие. По мнению Петрова-Водкина, красочное богатство мира основано на трёх главных цветах спектра. Создавал композиции из этих цветов в разной тональности («Утро. Купальщицы», «Полдень. Лето», 1917).
После революции 1917 г. писал эпические и идеализированные полотна на темы Гражданской войны («Смерть комиссара», 1928; «1919 год. Тревога», 1934). Занимался жанровыми композициями («Новоселье», 1937), портретной живописью (автопортреты, портреты жены, А.А. Ахматовой, 1922), натюрмортом («Розовый натюрморт», 1918; «Черемуха в стакане»,1932).
Первым опытом театральной работы стали декорации к спектаклю «Орлеанская дева» Ф.Шиллера (1913, Театр Незлобина). Впоследствии художник оформил «Дневник Сатаны» Л.Н.Андреева (1923) и «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1935) в Ленинградском театре драмы им. Пушкина.
Его перу принадлежат статьи и эссе по вопросам теории искусства, путевые очерки, рассказы, 12 пьес, автобиографические повести.
Петров-Водкин считается одним из реорганизаторов системы художественного образования. Он преподавал в Академии художеств, в ПГСХУМе, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, ИЖСА.
Свои работы он впервые представил на выставке журнала «Аполлон» С.К.Маковского в 1909 г. Тогда же состоялась его персональная выставка «Париж – Бретань – Пиренеи – Африка». Входил в состав художественных объединений «Мир искусства» (с 1911), «Четыре искусства» (с 1924). Персональная выставка – ретроспектива его произведений прошла в 1966 г. в Москве и Ленинграде и вновь подняла интерес к его творчеству.
Работы хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, собрании Дома-музея Максимилиана Волошина (Коктебель), Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, других музеях России.