Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Петрицкий Анатолий Галактионович
(1895 – 1964)
Живописец, театральный художник, иллюстратор.
В 1910-1918 гг. учился в Киевском художественном училище. Одновременно посещал студию А.А Мурашко. В 1915- 1916 гг. изучал украинское народное искусство.
После революции 1917 г. посещал мастерскую монументальной живописи М.Л.Бойчука в Украинской Академии художеств в Киеве. Занимался оформлением городских пространств к годовщинам революционных событий. Некоторое время работал в студии А.А.Экстер. В 1919-1921 гг. был художником в «Молодом театре» Л.Курбаса («Затонувший колокол» Г.Гауптмана, «Рождественский вертеп» и др.). В 1922 г. решил продолжить художественное образование и поступил на факультете живописи ВХУТЕМАСа в Москве. Увлекался абстракционизмом и конструктивизмом. Дипломная работа художника – картина «Инвалиды» (1924) – получила главную премию на 1-й Всеукраинской выставке в 1927 г.
В Москве Петрицкий работал с балетмейстером К.Я.Голейзовским в Камерном балете, с режиссёром Н.М.Фореггером в театре миниатюр «Кривой Джимми», с Н.Н.Евреиновым и Л.И.Лукиным. Иллюстрировал еженедельник «Зрелища».
Вернувшись в Киев, продолжил сотрудничество с ведущими украинскими театрами. В 1925 г. в Драматическом театре имени И.Я.Франко (Харьков) создал неожиданное и своеобразное оформление спектакля «Вий» по Н.В.Гоголю в постановке О.Вишни, разрушив традиции этнографического театра и превратив постановку в яркое современное зрелище.
Петрицкий считался реформатором декорационного искусства, что наиболее ярко проявилось в оформлении музыкальных спектаклей в Харьковском театре оперы и балета и др. коллективах («Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского, 1925; «Турандот» Дж.Пуччини и «Вильгельм Телль» Дж.Россини, 1927; «Князь Игорь» А.П.Бородина, 1929; «Красный мак» Р.М.Глиэра, 1927; «Золотой век» Д.Д.Шостаковича и «Футболисты» В.А.Оранского, 1930).
В 1928-1931 гг. создал серию графических и живописных портретов деятелей украинской культуры. В 1930-х гг. стилистика его работ резко меняется. В театре Петрицкий обращается к иллюстративно-реалистической системе, становясь главным официальным театральным художником Украинской республики.
Работы Петрицкого хранятся в НХМУ, Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев), ГЦТМ, СПбГМТиМИ, музеях Одессы и Харькова.